Сейчас проблема социальной напряженности стала весьма актуальна. Во всем современном мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами. Нет сомнения, что социальное спокойствие - это важнейший показатель стабильности развития общества на определенном этапе, характеризующий внутреннюю удовлетворенность индивида и социальных групп своим положением в обществе, отсутствием открытых высказываний против решений администрации и акций протеста. Доминирующая роль в этом вопросе, безусловно, принадлежит государству, действия которого выражаются в продуманной социально-экономической политике, четко ориентированной на благополучие семьи и человека, на создание обстановки защищенности от негативных факторов и уверенности в завтрашнем дне.
Целью работы является исследование социальной напряженности в российском обществе и выявление основных направлений государственной политики, проводимой с целью уменьшения социальной напряженности в обществе.
В первой главе данного исследования был изучен теоретический подход к такому многогранному понятию как социальная напряженность в обществе. Мы выяснили, что социальная напряженность - это понятие, характеризующее не только эмоциональное состояние людей, но и состояние всей общественной жизни, т.е. это состояние недовольства населения существующим положением дел в стране, готовность выразить свое недовольство открыто. Глубинные причины данного явления - совокупность экономических, политических, социальных и иных процессов, ход и направленность течения которых приводит к возникновению в обществе нестабильной или конфликтной ситуации. Следует подчеркнуть, что в основании явления социальной напряженности лежат неудовлетворенные потребности и не представленные интересы отдельных социальных общностей, групп.
Социальная напряженность может протекать в скрытой, латентной форме. Очевидно, что скрытое состояние неудовлетворенности и состояние беспокойства, сохраняющиеся в течение достаточно длительного периода времени, как правило, служат почвой для возникновения и развития явных форм проявления социальной напряженности в виде разного рода общественных движений.
Нарастание социальной напряженности надо обнаруживать, фиксировать как можно раньше, еще в латентной стадии. К сожалению, в этой области статистики нет официальных показателей, которые нам могут констатировать конкретный уровень социальной напряженности в обществе. Но мы может получить лишь приблизительную оценку этого уровня опирающуюся на субъективные мнения людей по отношению к тем или иным событиям, действиям, на их оценки меры удовлетворения своих жизненно важных потребностей и т.д., или информацию о существующей в обществе социальной напряженности нам может дать анализ факторов, обуславливающую эту напряженность.
Во 2 главе данной исследовательской работы был произведен анализ основных факторов, обуславливающих социальную напряженность в российском обществе на современном этапе. Вывод очевиден: в социально-экономической сфере РФ к настоящему времени накопилось достаточное количество факторов, способствующих повышению уровня социальной напряженности в стране. Основными из них являются:
- массовая бедность. Среди причин нынешнего тяжелого положения людей, оказавшихся за чертой бедности, доминируют низкая тарифная система оплаты труда, особенно в бюджетной сфере. Минимальный размер оплаты труда существенно не дотягивает до прожиточного минимума. В 2010г. МРОТ составил 4300 руб. или 76% от ПМ. В нашей стране практически каждый седьмой гражданин находится за чертой бедности, т.е. седьмая часть населения не имеет возможностей для удовлетворения самых минимальных, жизненно необходимых потребностей. Проблему в сфере труда также осложняют положение населения. За период 2007-2009г. уровень безработицы в стране возрос на 40% по сравнению с аналогичным показателем в 2007г. и составил 8,4. В 2008г. задолженность по выплате з/п увеличилась по сравнению с 2007г. на 75% и составила 4674 млн.руб. Такое резкое увеличение задолженности связано, прежде всего, с мировым кризисом. Но благодаря жестким государственных санкций по отношению к работодателям удалось сократить задолженность по выплате зарплаты к концу 2009г. до 3565 млн. руб., что на четверть ниже аналогичного показателя в 2008г. Согласно данным статистики, к 1 ноября 2010г. суммарная задолженность по заработной плате в России составила 3 млрд. 062 млн. рублей и снизилась по сравнению с 2009г. еще на 15%.
Такое состояние естественно порождает панику, страх и тревогу в сознании людей, недоверие по отношению к действиям властям и отсюда берет свои истоки социальная напряженность.
- аномальные климатические условия. Лето 2010г. - сильная продолжительная жара и засуха. Никто не понимал, не мог объяснить, что происходит, и не знал, когда это закончится. А то, чего человек не понимает и не может объяснить, вызывает тревогу. Ситуация осложняется постоянным страхом людей и неуверенностью в завтрашнем дне в связи с пожарами, угрозой неурожая и подорожания продуктов питания. Итогом этой паники стал резкий рост цен на основные виды сельхозпродукции, такие как картофель, мука, морковь, гречка и многие др. Такого рода явления вызвали социальную напряженность среди российского населения. Применительно к парламентским выборам 2011г. такое развитие событий будет означать падение рейтинга популярности «Единой России» и, напротив, рост популярности оппозиционных партий.
- низкий уровень общественной безопасности. Государство несет обязанность по охране и защите общественного порядка, всех форм собственности и личной безопасности граждан. К сожалению, в РФ проблема общественной безопасности особенно актуальна. Это связано, прежде всего, с увеличением количества преступлений, совершаемых против отдельных личностей и против общества в целом, с учащением совершения многочисленных терактов и др. Так за период 2007-2009гг. количество преступлений выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем в 2007г. и составило 3582,5. Количество терактов в 2009г. резко возросло в 2 раза по сравнению с 2008г. и в 2010г. рост количества терактов продолжился. Все это способствует тому, что в сознании людей формируется чувство постоянно страха, чувство уязвимости, а, следовательно, и чувство недоверия по отношению к действующему правительству. Отсюда люди вынуждены испытывать стресс на протяжении долгого периода времени, что в свою очередь не позволяет им полностью реализоваться в обществе и служить на благо государства.
Очевидно, что отсутствие социальной напряженности в стране - это залог устойчивого развития государства. Поэтому смягчение социальной напряженности в обществе является одной из главных функций государства. В 3 главе данной научной работы была рассмотрена социально-экономическая политика РФ. Резюмируя то, о чем говорилось в заключительной главе, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями социально-экономической политики РФ, направленными на смягчение социальной напряженности в стране, являются следующие:
1) повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов;
2) повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;
3) содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда;
4) поддержание национальной безопасности.
От успешной реализации правительством вышеперечисленных целей зависит благополучие будущего жителей страны, а, следовательно, и процветание самого государства.
В результате проведенной исследовательской работы мы проанализировали существующий уровень социальной напряженности в РФ и рассмотрели основные направления социально-экономической политики России с целью смягчения социальной напряженности в обществе. Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей работы достигнута.
Литература:
1) Александрова И.В., Губина Н.В. Аспекты социальной напряжённости в процессах воспроизводства населения // Современные гуманитарные исследования.- 2005 №3(4)
2) Ким А. Напряженность вернется на рынок труда осенью// Финанс. - 2010-23-07.
3) Российский статистический сборник. 2008 год: стат. сб./ Госкомстат. М., 2009;