Интеграция со знаком «минус» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Интеграция со знаком «минус»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Образование в современном обществе осознается как важнейшая составная часть культуры, через которую осуществляется трансляция общественных ценностей в новые поколения.

На сегодняшний день широкое распространение получают методические и авторские программы по интегрированию литературы и психологии, литературы  и экономики, литературы и религии и т.д. Однако интеграция может оказывать  отрицательное  влияние на процесс понимания и усвоения материала в ходе изучения интегрируемых дисциплин.

Многие склонны рассматривать поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души» исключительно как экономическое произведение и анализировать его только в этом ключе, когда рассматриваются экономические типы хозяйствования помещиков, а не образы самих помещиков в их типическом воплощении, а афера главного героя представлена исключительно  как экономическое предприятие, нравственные цели и мотивы которого не рассматриваются.

В рамках еще одного варианта интеграции, где в основу берутся типические черты образов героев, изображенных автором в поэме, установливаются взаимосвязи с краткими геометрическими характеристиками личности. Собакевичу как человеку основательному, любящему всегда и во всем порядок соответствует геометрическая форма квадрат. Чичиков со своим целеустремленным характером  является типичным треугольником. Ноздрева можно смело назвать прямоугольником, так как его состояния в большинстве случаев пограничны, а интерес и любознательность, столь характерные для прямоугольников (достаточно вспомнить сцену продажи Чичикову мертвых душ). Коробочка- это типичный круг, а ее постоянное стремление угодить гостю - лишнее тому подтверждение, потому что главное для круга - это комфорт окружающих. Манилову может соответствовать зигзаг, как творческой, восторженной натуре, оторванной от реальности. Образ Плюшкина  не характеризует ни одна из представленных геометрических фигур, так как он, по меткому выражению Н.В.Гоголя, - «прореха на человечестве». Ему не подходит ни квадрат с  его основательностью, ни треугольник с его постоянным стремлением к цели и лидерству, ни прямоугольник с его ярко выраженным интересом к окружающему миру. Круг или зигзаг также не подходят, потому что в характере героя нет ни мечтательности, столь свойственной зигзагу, ни стремления постоянной заботы о людях, характеризующей круга (вспомнить хотя бы тот факт, что у Плюшкина «люди мрут, как мухи»). Но это все на поверхности.

Если же всмотреться пристальнее, то можно увидеть, что Собакевич не такой уж и истинный квадрат, ведь его основательность и размеренность в поступках продиктованы ни чем иным, как стремлением не упустить своей выгоды. Тогда как у квадрата эта основательность обусловлена его природным трудолюбием и упорством. Кроме того, в кратких геометрических характеристиках личности отмечено, что мыслительный процесс - сильная сторона квадрата, а этого о Собакевиче сказать нельзя. Подобного рода несоответствия можно обнаружить и в геометрических портретах других героев.

Вряд ли такой подход к поэме позволит понять идейное содержание и мысли автора. Ведь литература призвана развивать воображение, эмоции, эстетический вкус. Она должна помогать беседе читателя и автора через художественные образы. Включение литературы в контекст других дисциплин наносит ущерб художественно-эстетической значимости литературы как искусства слова, а анализ героев и образов литературных произведений через терминологию иных дисциплин не приводит к положительным результатам, ослабляет живое эмоциональное впечатление от прочитанного.

Просмотров работы: 11