Мотив "кукольности" в структуре сказки Ю.К.Олеши "Три толстяка" - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Мотив "кукольности" в структуре сказки Ю.К.Олеши "Три толстяка"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

 Роман-сказка  «Три толстяка» был написан в 1924, а напечатан лишь в 1928 году. Сюжет был навеян двумя революциями: недавней российской и Великой французской прошлого столетия. Из французской  революции автор позаимствовал романтику духа, боевой настрой персонажей, цветовое наполнение текста, мотив «циркачества», артистизма. Поэтому действие в сказочном романе происходит в некоей «среднеевропейской» стране, правители которой - деспоты и тираны,  воплощённые в гиперболизированном образе «трёх толстяков», которых нельзя разделить. Понятие «среднеевропейское» можно сравнить с «некоторым царством-государством» из волшебной сказки, а в таком государстве всегда возможны волшебство, фантазия и необычайность.

Самым необычным персонажем, оживляющим несколько схематичную структуру сказки, становится обыкновенная, на первый взгляд,  девочка-циркачка по имени Суок , что обозначает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Она почти кукла, так работает в цирке гимнасткой. Значит, она должна быть выносливой, гибкой, артистичной.

 Эта девочка-кукла связывает два  мира, волшебный и реальный,  в одно пространство, в котором свободно проникают из одного мира в другой (например, напарник Суок, Тибул, исчезает в небесном куполе через отверстие, в котором можно увидеть звезды реального неба). В этом мире «город под куполом»  -  и церковная арена, и царство, и город будущего, так как восстание народа несет  истинное обновление. Но этот же город является и волшебным, как бы «ненастоящим», пока власть в нем принадлежит «трем неразделимым толстякам» и наследнику с железным сердцем. Поэтому в нем возможны превращения куклы в девочку и наоборот.

Сначала Суок и «кукла» живут в параллельных мирах: Суок - в живом, человеческом, а кула - в коробке у наследника Тутти. Пока «кукла» господствует как механизм, наследник Тутти думает, что у него «железное»  сердце. Но когда, девочка заменяет куклу, его сердце постепенно  оживает. «Неживое сердце»- это из мотива «кукольности», с таким сердцем мальчика можно было подчинить, сделать его таким же тираном, как «три толстяка».  Но «живое» и «неживое» всё-таки соединяются, и «живое» не отпускает: кукла оказывается реальной девочкой и сестрой наследника, у которого такое же  человеческое сердце, как у его сестры. Человечность и разрушает чары «трех толстяков», настоящее убивает механизм.

  Таким образом, мотив «кукольности» - это один из основных мотивов, который формирует идейное содержание романа-сказки «Три толстяка», является базой для всей сложной сказочно-реальной структуры повествования.

Просмотров работы: 8