В русском языке много слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением, с непроверяемыми согласными. Основной путь усвоения учащимися таких слов - запоминание их написания. В связи с этим необходимо построение системы упражнений, позволяющей облегчить этот процесс и добиться качественных результатов. Однако в современных учебниках по русскому языку, в частности в учебнике «Русский язык» А.В. Поляковой и «Русский язык» Р.Н. Бунеева, отсутствует системная работа над словарными словами. Каждый учитель решает данную проблему по-своему. В связи с этим важное значение приобретает передовой педагогический опыт.
Бельдина Е.В., учитель начальных классов средней школы, предлагает разделить работу по изучению словарных слов на пять этапов:
подготовительный (систематизация слов, запись их по возрастным классам обучения в алфавитном порядке);
ознакомительный (знакомство детей со словом или группой слов);
тренировочно-закрепительный (многократные повторения изученных слов с опорой на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения);
учетно-контрольный (различные виды диктантов);
итогово-аналитический (вывод траектории продвижения классов по усвоению слов с непроверяемым написанием).
Чекалкина Н.Н., учитель начальных классов средней школы, предлагает построить работу над словарными словами следующим образом:
знакомство с группой слов, выявление их общих черт;
упражнения на запоминание слов (опора на ассоциации, составление словосочетаний и т.п.);
повтор изучаемых слов (с помощью анаграмм);
продолжение работы с группой слов (различные виды диктантов);
проверка усвоения написания группы слов (списывание, вставка пропущенных букв, отгадывание кроссворда и т.д.).
Необходимость изучения слов с непроверяемыми написаниями очевидна (их в русском языке очень много). Вышеизложенные варианты работы по этому изучению позволяют добиться высоких результатов в относительно короткие сроки.