Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе является одной из главных задач в курсе русского языка. Обучение правописанию слов с безударно-проверяемым гласным начинается со второго класса и продолжается в третьем, четвёртом. Это обучение опирается на знания детей о составе слова, умениях выделять части слова.
На уроке изучения орфографического правила можно придерживаться следующей последовательности: организация наблюдения над правописанием корней родственных слов; сообщение орфографического правила; проведение орфографических упражнений. При проведении первых упражнений отрабатывается алгоритм применения правила. Дети учатся находить примеры слов на изученное правило, упражняются в написании слов.
Обучение правописанию слов с безударно-проверяемым гласным можно рассмотреть на основе анализа учебника Т.Г Рамзаевой «Русский язык», 2 класс («Классическая начальная школа»). Это обучение включает в себя следующие этапы работы: наблюдение за ролью ударения в словах; постановка ударения в словах; развитие умения проставлять ударения; наблюдение за обозначением гласных звуков в проверочном, проверяемых словах; чтение орфографического правила; упражнения в правописании слов. К таким упражнениям относятся упражнения на вставку пропущенных букв с ориентировкой на проверочное слово, на подбор проверочных слов, вставку пропущенных букв, на нахождение слов с изучаемой орфограммой.
Согласно учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка», 2 класс (УМК «Гармония») замечаем такие этапы работы, как наблюдение за обозначением одних и тез же звуков разными буквами, введение терминов «орфограмма», «орфографическая ошибка», нахождение изучаемой орфограммы, введение термина «главные орфограммы», нахождение и выделение орфограмм, введение понятия «родственные слова», наблюдение за изменением слов по числам, сообщение сведения о том, что значит решить орфографическую задачу, введение терминов «проверочное», «проверяемое слово», введение способов нахождения проверочных слов, введение термина «орфографическое правило», проверка орфограмм корня.
Этапы работы у авторов этих учебников различаются между собой. Однако их объединяет то, что вся работа учителя сводится к тому, чтобы сформировать у детей навык правописания слов с безударным проверяемым гласным.