Философия творчества - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Философия творчества

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимым, сущест­венным, неотъемлемым свойством». Оно предопределило возникновение человека и человече­ского общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производ­ства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельно­сти человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригиналь­ную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктив­ное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому резуль­тату.

Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. В настоящее время категория творчества посте­пенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-историче­ских процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственно­сти, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека, развития различных философских взгля­дов на проблему творчества, систематизация которых могла бы привести к выделению целостных исследовательских программ, актуальных для нашего времени.

Категория творчества вполне могла бы стать основа­нием для новой классификации философских направлений. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений.

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действи­тельности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценно­стей, новых, более прогрессивных, форм управления, воспитания и раздвигающая пре­делы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а кон­кретнее, трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружаю­щего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важней­шим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую дея­тельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необ­ходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качест­венно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. Таким образом, прин­цип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность.

Процесс творчества можно разделить на два этапа: этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

1. Рациональный этап творчества. Этот процесс происходит во взаимодействии ра­зума с теми формами, которые находятся в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума.

2. Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяю­щей су­ществующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать тво­рить, разум должен  сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рацио­нальное, все существующие формы.

Таким образом, творче­ская деятельность - это самодеятельность, охватывающая измене­ние действительности и само­реализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможно­стей. Если человек освоил творче­ство в полной мере - и по процессу его течения и по результа­там - значит, он вышел на уровень духовного развития.
Просмотров работы: 1402