Современные подходы к пониманию общества - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Современные подходы к пониманию общества

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и мето­дов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопрово­ждалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».

Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группиро­вок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Француз­ский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона - это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт опреде­лял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития мораль­ных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий «механизм», состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.

Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, со­гласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отноше­ний между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: «Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что обще­ство представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в опре­деленный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различ­ных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Соци­альные связи - это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обще­стве как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответ­ствует социологическому подходу.

Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» тео­рии общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности ставят в центр внимания при объяснении сущности общества личностные атрибуты действую­щих индивидов.

В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различ­ных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирую­щей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозмож­ные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической об­щины. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях - группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению обще­ства: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функ­ционализма составляют пять основных теоретических положений:

1) общество - это система частей, объединенных в единое целое;

2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют та­кие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе;

4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный ха­рактер;

5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, со­тканной из различных нитей, формируется на основе согласия большин­ства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, ко­торый считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким обра­зом, общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой проис­ходит его развитие.

Просмотров работы: 1660