Понятие «культура»: особенности формирования - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Понятие «культура»: особенности формирования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий. Понятиям та­кого рода всегда трудно дать определение, потому что частное понятие, как правило, опре­деляется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда особен­ностей,  характеризующих данное понятие.

Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются огромным множеством разных признаков, определять их приходится другим способом. В такой ситуации важно проследить историю такого поня­тия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, ко­торую оно обозначает.

 Понятие «культура» латинского происхождения. Первоначально слово «cultura» оз­начало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Также оно близко по значению и происхождению слову «культ». Оба они указывают на почитание богов, религию. Уже начи­ная с I в. до н.э. слово «культура» стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование.

Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого рим­ского оратора и философа Цицерона, который приблизил смысл латинского слова «куль­тура» к смыслу греческого понятия «пайдейа» (воспитанность, образованность). Греки ви­дели в «пайдейе» свое главное отличие от варваров.

Таким образом, понятие культура в значении «образованность» было противопостав­лено по­нятиям «варварство», «дикость», «невежество».

Другим понятием, которое еще в древней философии, с одной стороны, противо­пос­тавлялось слову «культура», а, с другой стороны, дополняло его, явилось понятие «природа» (от лат. natura - «природа»).

Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, ин­стинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В III - V вв. н.э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом  civitas, которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли де­ревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых были «воспитанность», «образованность», за­крепились за словом «культура» на очень долгое время.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V-XVII вв. н.э.), и эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII - начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация».

Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявля­ется в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель раз­работали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства и религии.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от при­родных явлений. Культура - это то, что создал человек, природа - то, что существует незави­симо от него. Понятия «культура» и «природа» дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Одной из наиболее сложных задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И, пожалуй, нигде эта граница не бывает столь неясной и неоп­ределенной, как в самом человеке.

Просмотров работы: 155