Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий. Понятиям такого рода всегда трудно дать определение, потому что частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда особенностей, характеризующих данное понятие.
Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются огромным множеством разных признаков, определять их приходится другим способом. В такой ситуации важно проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которую оно обозначает.
Понятие «культура» латинского происхождения. Первоначально слово «cultura» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Также оно близко по значению и происхождению слову «культ». Оба они указывают на почитание богов, религию. Уже начиная с I в. до н.э. слово «культура» стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образование.
Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона, который приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейа» (воспитанность, образованность). Греки видели в «пайдейе» свое главное отличие от варваров.
Таким образом, понятие культура в значении «образованность» было противопоставлено понятиям «варварство», «дикость», «невежество».
Другим понятием, которое еще в древней философии, с одной стороны, противопоставлялось слову «культура», а, с другой стороны, дополняло его, явилось понятие «природа» (от лат. natura - «природа»).
Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, инстинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.
В III - V вв. н.э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом civitas, которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству.
Данные значения, главными из которых были «воспитанность», «образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время.
Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V-XVII вв. н.э.), и эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.
В эпоху Просвещения (XVIII - начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация».
Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.
Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства и религии.
Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура - это то, что создал человек, природа - то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.
Одной из наиболее сложных задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И, пожалуй, нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке.