История природы и человечества - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

История природы и человечества

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Природа - это, прежде всего, универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи. Можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем много­образии ее форм. Мы - лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим воз­можностям.

Зависимость человека от природы, естественной среды обитания, существо­вала на всех этапах человеческой истории. Однако, она не оставалась постоянной, а изменялась диа­лектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой чело­век постепенно, в процессе труда и общения, формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и со­циальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным соци­ально-значимым тре­бованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало за­чатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и есте­ственным отбором, и пе­редачей опыта. Постепенно человек в своем развитии становился на рельсы со­циальных законов, в отличии от  биологических закономерностей. Труд есть "... процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельно­стью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ ме­жду собой и природой" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., том 23, стр. 188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса, обусловив­ший могу­чий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого природы, но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обита­ния че­ловека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое об­щество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресур­сов при­роды в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воз­действие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и тех­ники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, чело­век брал от природы столько, сколько позволяли его собст­венные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой оби­тания все более опосредовались созданием им "второй природы". Человек повышает свою защищенность от стихийного буй­ства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с тече­нием времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, их хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость не­редко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ре­сурсов. Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.

Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчер­пания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части при­роды. Человек - часть и порождение великой "Матери - природы". "Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оста­ваться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущ­ностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществлен­ный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы" (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 42, стр. 92) .

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.

Просмотров работы: 60