Философия религии - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Философия религии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», один из важ­нейших ком­понентов его мировоззрения. Изучением религии занимаются бого­словие, история и философия, каждая - под своим углом зрения.

Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откро­вения. Исто­рия религии исследует процесс возникновения и развития религиозного созна­ния, сравни­вает и классифицирует различные религии с целью найти об­щие принципы их становления. Философия анализирует сущность религии, определяет ее место в системе ми­ровоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологиче­ский и по­знавательный смысл, высвечивает соотношение веры и зна­ния, анализирует про­блемы отно­шения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни обще­ства, в развитии духовности человека.                                                                                            

Философия религии - это философское мышление, имеющее религию в качестве сво­его предмета. Она стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой особый тип философствования. Её следует понимать, прежде всего, как ту "часть" филосо­фии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.

Философия  всегда проявляла и проявляет интерес к религии; более того, филосо­фия неиз­бежно содержит в себе отношение к религии. Обособляясь от религии, философия ос­мысливает и обозначает свой суверенитет, определяя себя и свою самостоятельность в отношении религии.

Философия религии в узком смысле слова - это особое философское рассуждение, выделен­ное из философии вообще и обладающее значительной степенью явной (сознатель­ной и преднамеренной) автономности. Это достаточно обособившаяся философская дисцип­лина со своим набором тем и проблем. Это философствование, имеющее своим предметом религию, причём обращение философии к религии имеет здесь характер не отношения, а ис­следова­ния.

Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков Идеология как система обоснованных определен­ной точ­кой зре­ния продуманных и последовательных взглядов необходима и нужна до тех пор, пока не претендует на абсолютную истинность. Как только она предъявляет эту претен­зию, она те­ряет свое обоснование, свою точку зрения, становится неспособной понять чу­жую, замыка­ется в самой себе и вырождается.

Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непо­средст­венного религиозного проникновения в глубины бытия. Напротив, для нее харак­терно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безуслов­ной истинности источника откровения - будет ли то самое Божество или тот или иной по­сред­ник между Богом и человеком, - в силу чего содержание откровения приобре­тает кос­венную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. По­этому-то достоянием личной веры может быть содержа­ние соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религи­оз­ных гениев.

Фило­софская сис­тема, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на ко­торой было бы отмечено все многообразие географической реальности.     

Правильное соотношение ме­жду рели­гией и фило­софией возможно лишь на почве «умудренного неведения», которое есть са­мый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в них смирение сочетается с дерз­новением творчества, каждая из этих волевых тенденций питает и укрепляет дру­гую.
Просмотров работы: 11