Традиционно считается, что одним из наименее разработанных и, одновременно, одним из наиболее востребованных в последние десятилетия разделов философии является философия техники. Но трудности здесь в основном связаны с длительным, неоднозначным и тяжелым процессом определения дисциплинарного предмета, другими словами, - становления собственно понятия техники. Причем эти трудности в разные периоды имели различный характер. В античности на заре зарождения философии как науки техника осталась обделенной вниманием по двум основным причинам.
Во-первых, потому что технические изделия того времени не были ещё определяющими в жизни человека, взгляд мыслителей просто не задерживался на них.
Во-вторых, техника была связана с искусством ремесленника («технэ»), что считалось второстепенным, недостойным внимания истинного философа, по сравнению со значением причин явлений («эпистеме»). Так, по Аристотелю, наука может быть лишь в сфере размышления, а не в сфере чувственного опыта, где всегда находится техника, в её более позднем понимании [1, с.65].
Во многом, эта традиция была унаследована мыслителями и в Средние века вплоть до промышленной революции XVIII - XIX веков. В это время техника начала занимать в общественном сознании все большее место как неоспоримое средство социально - экономического прогресса и повышения уровня жизни большинства людей. Однако, осознание техники как некоторой объективной сущности, равнозначной неживому и живому, пришло лишь в середине XX века. А только подобное осознание, в конечном итоге, и позволяет определить технику в качестве предмета одного из значимых разделов философии.
Философия техники - исследование первопричин техники. При этом понятие «причины» понимается Аристотелем как: «Всякое рассудочное познание, или такое, в котором рассудок играет [хоть] какую-нибудь роль, имеет своим предметом» [1, с.72].
Техника (в переводе с греческого "techne" - искусство, мастерство) - понятие, которым в истории культуры (ХХ век) было принято обозначать:
1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда);
2) воплощенное стремление человека к власти над природой;
3) творчество, отражающее определенные цели человека;
4) техническое творчество как самоцель;
5) систему ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.
Русский инженер - механик и философ П. К. Энгельмейер считал, что техника - инструмент прогресса. В своем труде он пишет: «Слово «техника» мы здесь употребляем и будем употреблять в самом широком смысле, а именно, означаем им все человеческие знания, направленные на практические цели, также все умения» [5, с. 112].
Знаменитый испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет рассматривает технику как реализацию человека. В частности, он пишет: «Жизнь идет с помощью техники, но не от техники. Техника сама по себе не может ни питаться, ни дышать, она - не cause sui (то есть причина самой себя), но лишь полезный, практический осадок бесполезных и непрактичных занятий» [2, с. 124].
К.Т. Ясперс пишет: «Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства... Техника - только средство... сама по себе она не хороша и не дурна... Техника - это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой» [6, с. 123].
Таким образом, техника дает человеку поистине огромное расширение реального видения мира. Техника - это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает некий посредник - сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника - это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными.
Цель и функция техники - преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Лишь редко люди могут выжить без своей преобразующей деятельности. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только средство [3, с. 67].