Философское понятие техники - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Философское понятие техники

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Традиционно считается, что одним из наименее разработанных и, одновременно, од­ним из наиболее востребованных в последние десятилетия разделов философии является фило­софия техники. Но трудности здесь в основном связаны с длительным, неоднозначным  и тяжелым процессом  определения дисциплинарного предмета, другими словами, - становле­ния собственно понятия техники. Причем эти трудности в разные периоды имели различный характер. В античности на заре зарождения философии как науки техника оста­лась обделенной вниманием по двум основным причинам.      

Во-первых, потому что технические изделия того времени не были ещё определяющими в жизни человека, взгляд мыслителей просто не задерживался на них.

Во-вторых, техника была связана  с искусством ремесленника («технэ»), что считалось второстепенным, недостой­ным внимания истинного философа, по сравнению со значением причин явлений («эпистеме»). Так, по Аристотелю, наука может быть лишь в сфере размышления, а не в сфере чувственного опыта, где всегда находится техника, в её более позднем понимании [1, с.65].      

Во многом, эта традиция  была унаследована мыслителями и в Средние века вплоть до промышленной революции XVIII - XIX веков. В это время техника начала занимать в общественном сознании все большее ме­сто как неоспоримое средство социально - экономического прогресса и повышения уровня жизни большинства людей. Однако, осознание техники как некоторой  объективной сущно­сти, равнозначной неживому и живому, пришло лишь в середине XX века. А только подобное осознание, в конечном итоге, и позволяет определить технику в качестве предмета одного из значимых разделов философии.          

Философия техники - исследование первопричин техники. При этом понятие «причины» понимается Аристотелем как: «Всякое рассудочное познание, или такое, в кото­ром рассудок играет [хоть] какую-нибудь роль, имеет своим предметом» [1, с.72].

Техника (в переводе с греческого "techne" - искусство, мастерство) - понятие, которым в истории культуры (ХХ век) было принято обозначать:

1) определенную онтологическую данность (комплекс инструментов, орудий, ма­шин; искусственная среда);

2) воплощенное стремление человека к власти над природой;                       

3) творчество, отражающее определенные цели человека;      

4) техническое творчество как самоцель;            

5) систему ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.

Русский инженер - механик и философ П. К. Энгельмейер считал, что техника - инструмент прогресса. В своем труде он пишет: «Слово «техника» мы здесь употребляем и будем употреблять в самом широком смысле, а именно, означаем им все человеческие зна­ния, направленные на практические цели, также все умения» [5, с. 112].

Знаменитый  испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет рассматривает технику как реализацию человека. В частности, он пишет: «Жизнь идет с помощью техники, но не от тех­ники. Техника сама по себе не может ни питаться, ни дышать, она - не cause sui (то есть при­чина самой себя), но лишь полезный, практический осадок бесполезных и непрактичных заня­тий» [2, с. 124].

К.Т. Ясперс пишет: «Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежу­точные средства... Техника - только средство... сама по себе она не хороша и не дурна... Техника - это совокупность действий знающего человека, направленных на господ­ство над природой» [6, с. 123].

Таким образом, техника дает человеку поистине огромное расширение реального виде­ния мира. Техника - это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой и человеком возникает некий посредник - сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Техника - это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными.

Цель и функция техники - преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Лишь редко люди могут выжить без своей преобразующей деятельности. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только средство [3, с. 67]. 

Просмотров работы: 329