Философия эпохи Средневековья и Возрождения - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Философия эпохи Средневековья и Возрождения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Средневековая философия Запада и Востока - это, прежде всего, философия до­индустриального общества, для которого характерно господство теологии и религии. Ко­ренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою блестящую куль­туру. Человек, согласно учению Фомы Аквинского, соединяет в себе природу материаль­ных тел - растений и животных и обладает сверх того разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло - с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. Культура и философия эпохи Возрождения основывается на принципе гуманизма, в соответствии с которым признается ценность человека как личности, его права на свободное развитие, проявление способностей.

Итальянский гуманист Л. Валла утверждал, что жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Л. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско - то­мистской традиции, согласно которой человек считался причастным к Богу через двойствен­ный характер души как неразумной и разумной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие её функции, как память, разум, воля. Он считает ощущение единст­венным источником познания мира и моральной деятельности. Гуманисты, как правило, не отвергает ни сотворение человека богом, ни бессмертия души. В своём учении о человеке они исходят, прежде всего, из представления о «природе человека». Основываясь на пред­ставлениях о человеческой природе, строят человеческую нравственность, учение о челове­ческом благородстве, концепцию достоинства человека. Гуманистическая философия под­держивает в человеке деятельное начало.

В европейской философии материализм в средние века не имел такого распростране­ния и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как но­миналистическая философия, которая появилась наряду с реализмом в схоластике и исхо­дила из того, что сначала существуют отдельные вещи - предметы и явления, а затем их от­ражения в общих понятиях, трактуемых как имена, название вещей. Однако, господствую­щей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сде­лать служанку богословия. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика.

Ф. Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые исполь­зует и современная католическая церковь. В эпоху Возрождения было сделано много науч­ных открытий, но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения.

Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея. Галилей при­зывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный метод означат разложение ис­следуемого явления на наиболее простые элементы, его составляющие. Композитивный- синтаксический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.

Таким образом, государство считалось благом и в средние века, и в эпоху Возрожде­ния. Философия Возрождения считается наиболее приемлемой для сегодняшнего времени. Однако нельзя утверждать, что философия средневековья оторвана от действительности или основана на неправильных идеях, ведь эти идеи тоже имели обоснование, другое дело, что сегодня они кажутся не совсем уместными. Необходимо учесть, что выдвинуты они были в другое время. И кто знает, может быть, через пару столетий положения средневековой фило­софии вновь станут господствующими.

Просмотров работы: 205