Средневековая философия Запада и Востока - это, прежде всего, философия доиндустриального общества, для которого характерно господство теологии и религии. Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. Человек, согласно учению Фомы Аквинского, соединяет в себе природу материальных тел - растений и животных и обладает сверх того разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло - с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. Культура и философия эпохи Возрождения основывается на принципе гуманизма, в соответствии с которым признается ценность человека как личности, его права на свободное развитие, проявление способностей.
Итальянский гуманист Л. Валла утверждал, что жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Л. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско - томистской традиции, согласно которой человек считался причастным к Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие её функции, как память, разум, воля. Он считает ощущение единственным источником познания мира и моральной деятельности. Гуманисты, как правило, не отвергает ни сотворение человека богом, ни бессмертия души. В своём учении о человеке они исходят, прежде всего, из представления о «природе человека». Основываясь на представлениях о человеческой природе, строят человеческую нравственность, учение о человеческом благородстве, концепцию достоинства человека. Гуманистическая философия поддерживает в человеке деятельное начало.
В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая философия, которая появилась наряду с реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи - предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, название вещей. Однако, господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика.
Ф. Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь. В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения.
Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный метод означат разложение исследуемого явления на наиболее простые элементы, его составляющие. Композитивный- синтаксический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.
Таким образом, государство считалось благом и в средние века, и в эпоху Возрождения. Философия Возрождения считается наиболее приемлемой для сегодняшнего времени. Однако нельзя утверждать, что философия средневековья оторвана от действительности или основана на неправильных идеях, ведь эти идеи тоже имели обоснование, другое дело, что сегодня они кажутся не совсем уместными. Необходимо учесть, что выдвинуты они были в другое время. И кто знает, может быть, через пару столетий положения средневековой философии вновь станут господствующими.