Схоластика как одно из направлений средневековой философии - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Схоластика как одно из направлений средневековой философии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Средневековая европейская философия непосредственно связана с такой мировой религией, как христианство, распро­странение которого приходится на период разложения Рим­ской империи. Мировоззрение «средневекового человека» опиралось, с одной стороны, на античную философию, с другой - на христи­анство, пытаясь согласовать и то, и другое. К тому же основопо­ложники средневековой философии были в большинстве своем «отцами» христианской Церкви, что, несомненно, объясняет не­повторимый колорит философии того периода [4, с. 101].

Средневековую философию, часто называемую схоластикой, разделяют на три пе­риода:

1) Ранняя схоластика (с 400 гг. до 1200 гг.). Во многих отношениях этот период свя­зан с Августином и близким ему неоплатонизмом. Выдающимися фигурами ранней схоластики были ир­ландский монах Иоанн Скот Эриугена и Ансельм Кентерберийский, известный так называе­мым онтологическим доказательством существования Бога, а также скептический и свобо­домыслящий француз Пьер Абеляр, который, в частности, способствовал оттачиванию схо­ластического метода постановки и обсуждения философских вопросов.

2) Зрелая схоластика, которая охватывала период приблизительно с 1200 гг. до первых десятилетий XIV века. Выдающимися представителями этой эпохи грандиозных сис­тем и синтеза были Альберт Великий, его ученик Фома Аквинский и главный оппонент Фомы, Иоанн Дунс Скотт.

3) Поздняя схоластика, характеризующая период с начала XIV века до расцвета Ренессанса. Его ведущим представителем был англичанин Уильям Оккам. Он утверждал, что вера и разум существенно отличаются друг от друга, обосновывал номинализм и поворот разума к эмпиризму. Его учение знаменовало собой переход к философии Нового вре­мени [5, с. 217].

Выдающимся представителем зрелой схоластики был монах доминиканского ор­дена Фома Аквинский. Он пытался обосновать основные принципы христианской теоло­гии, опираясь на учение Аристотеля. Последнее было преобразовано Фомой таким об­разом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с уче­нием о богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие (существование) и сущность, Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а подчеркивает их общий корень. Он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

Широко распространяется в Средние века точка зрения на соотношение филосо­фии и теологии. Философия рассматривалась теологией не как самоцель, а как средство, содейст­вующее лучшему пониманию истин божественного откровения (философия - «служанка теологии») [1, с. 61].

Западная классическая культура немыслима вне схоластического средневековья, по меньшей мере, по трем причинам:

Во-первых, благодаря схоластике в истории европейской культуры не прервалась «связь времен». Именно она явилась звеном преемственности, сохранив и транслировав в связанной с ней культуре, на фоне ценностно-акцентированного иррационализма интеллек­туальные навыки рационального мышления и многие аспекты содержания античного фило­софского наследия.

Во-вторых, заданная схоластикой традиция понимания школы, канона как ценно­сти, явилась необходимым противовесом для новоевропейской установки на тотальную ори­гинальность и безудержное ниспровергание основ.

В-третьих, схоластика внесла серьезный вклад в развитие европейской интеллек­туальной традиции как в области логики, так и других наук. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась категориальным аппаратом, во многом разработанным именно в рамках схоластики, многие схоластические термины вошли в обиход в неклассических формах современного философствования.

Просмотров работы: 415