Преимущества и недостатки наиболее распространенных методов анализа товарного ассортимента - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Преимущества и недостатки наиболее распространенных методов анализа товарного ассортимента

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одной из важнейших предпосылок обеспечения конкурентоспособности компании является эффективное управление товарным ассортиментом. Быстрое изменение ситуации на рынке и потребностей покупателей требует тщательного и непрерывного анализа товарного ассортимента.

Одними из наиболее распространенных методов анализа товарного ассортимента в настоящее время являются методы АВС- и XYZ-анализа, метод Дибба-Симкина, а также анализ по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы.

Метод АВC-анализа предполагает определение для каждой товарной группы её роли и места в торгово-технологическом процессе на основе учета специфических особенностей товарных групп, а также степени их важности для потребителей.  Данный метод состоит в том, что товары объединяют в три группы, критериями отнесения к которым являются отношение потребителей, маркетинговые характеристики, а также роль в формировании прибыли, место в торгово-технологическом процессе и ряд других признаков. Результатом АВС-анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Основная идея XYZ-анализа состоит в том, что объекты анализа группируются по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации). Данный метод анализа товарного ассортимента используется при количестве анализируемых периодов более трех. Чем их больше, тем точнее будут результаты.

Преимущества методов АВС- и XYZ-анализа - простота, точность и наглядность, возможность автоматизации. Недостатками обоих методов является то, что  они не позволяют обеспечить правильность выводов при построении сложного, слабо структурированного товарного ассортимента.

Матрица Бостонской Консалтинговой Группы представляет собой хорошо известный инструмент анализа, давно и эффективно использующийся в практической деятельности. Целью использования данного метода является определение базового подхода к управлению товарными группами. Базовых параметров при составлении матрицы БКГ два  -  доля рынка относительно конкурентов и рост самого рынка.

Когда на практике из-за отсутствия необходимых данных нельзя построить классическую матрицу БКГ, на основании внутренней информации компании строится адаптированная матрица.

Одним из главных достоинств матрицы БКГ является её простота. Она эффективна при выборе стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу. Однако есть у этого метода и существенные недостатки. Он не учитывает возможность нахождения ассортиментных групп в разных фазах развития жизненного цикла; используемых показателей должно быть достаточно для того, чтобы определить прочность конкурентных позиций компании. Кроме того, использование этого метода основано на допущениях, которым далеко не всегда соответствует реальная ситуация. Можно сделать вывод о том, что матрица БКГ приводит к сильному упрощению сложного процесса принятия решений, и на практике встречается большое количество ситуаций, когда использование данного метода неприемлемо.

Ещё один достаточно распространенный метод проведения анализа ассортимента - метод Дибба-Симкина. Он применяется для того, чтобы разделить товары на четыре группы с целью определения направлений развития товарных групп и поиска путей оптимизации ассортимента. Критериями распределения являются объем продаж в стоимостном выражении и вклад в покрытие затрат. При всей простоте и эффективности и  и данному методу присущи недостатки, в том числе сходные с некоторыми из недостатков АВС-анализа.

Таким образом, все наиболее распространенные методы анализа товарного ассортимента обладают не только преимуществами, но и недостатками. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности анализа необходимо выбрать тот из них, который в наибольшей степени учитывает специфику конкретной компании.

Просмотров работы: 173