Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса, привело к увеличению роста количества налогоплательщиков. Для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, такие как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступление денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Специфика налоговых правонарушений и налоговой ответственности рассматривалась российскими авторами: А. З. Дадашева, М. В. Карасева, И. И. Кучерова, Ю. А. Крохина, В.А. Парышкина, А.А. Тадеева.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных, поскольку, наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности, включает в себя также налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности.
В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается. Данный подход заключается в том, что все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида: налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). Исходя из этого можно сделать вывод о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах - финансовой (налоговой), административной и уголовной.
С теоретической точки зрения сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Объясняется это тем, что указанные виды юридической ответственности во многом сходны, поэтому у российских юристов отсутствует единое мнение относительно правовой природы финансовой (налоговой) ответственности. В последнее время в финансово-правовой науке все большее распространение получает противоположный подход, согласно которому налоговая ответственность рассматривается в качестве разновидности самостоятельного вида юридической ответственности - финансовой ответственности. Соответственно, налоговые правонарушения как основания финансовой (налоговой) ответственности предлагается отличать от нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения.
Указанный подход является обоснованным с юридической точки зрения, поскольку между рассматриваемыми видами ответственности существуют объективные различия. Проявляются они в целях и функциях административной и финансовой (налоговой) ответственности, в характере применяемых санкций и иных мер государственного принуждения.
Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность как разновидность понятия «финансовая ответственность» обладает специфическими целью и функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения к ответственности и другими элементами, которые обусловливаются объективными особенностями налоговых правоотношений.