В связи с функционированием государственных и местных бюджетов, а также с усложнением экономико-политических отношений в современной России все более актуальными становятся вопросы, касающиеся особой подотрасли Финансового права - Бюджетного права.
Несмотря на то, что Бюджетное право занимает центральное место в правовой отрасли, вопрос об определении понятия данной правовой категории в научной среде остается дискуссионным.
О.И. Горбунова и Е.Ю. Грачева рассматривают данное понятие следующим образом: это основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие формирование и исполнение государственных внебюджетных фондов, регламентирующие бюджетный процесс, устанавливающие государственный и местный финансовый контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Таким образом, вышеуказанные авторы определяют Бюджетное право, именно, как подотрасль финансового права. Это представляется нам целесообразным и обусловленным объективной взаимосвязью финансово-правовых норм.
Однако другие ученые-правоведы не дают конкретного указания на подотрасль, хотя, исходя из буквального толкования определений, мы можем сделать такой вывод.
Например, Г.Б. Поляк и П.И. Кононов трактуют бюджетное право как совокупность юридических норм, определяющих порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
По нашему мнению такое определение является чересчур лаконичным, автор А.М. Никитин дает более широкое толкование понятия Бюджетное право -это совокупность финансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регламентируют бюджетный процесс, регулируют формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Представляется необходимым также включить в понятие Бюджетного права указание на его предмет, т.е. непосредственные общественные отношения, которые подлежат нормативному регулированию со стороны данной подотрасли права. Такое определение мы можем найти у Н.И. Химичевой.
Она понимает под Бюджетным правом совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.
Таким образом, проанализировав юридические понятия, данные различными авторами, хотелось бы представить наше понимание данной правовой категории.
Бюджетное право:
это основная подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению структуры бюджетной системы РФ, перечня бюджетных доходов и расходов, порядку распределения их между различными видами бюджетов, бюджетным полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления, формированию и исполнению государственных внебюджетных фондов, а также отношения, касающиеся организации бюджетного процесса в РФ.
Научный руководитель ст. преподаватель
Кирьянова В.А.