П.А.Столыпин или политический портрет «вождя» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

П.А.Столыпин или политический портрет «вождя»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Данная тема посвящена аграрной реформе Петра Аркадьевича Столыпина, так как именно аграрная реформа расположена в центре столыпинских преобразований  и является основной  ее составляющей частью.

Для того чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать Петру Аркадьевичу Столыпину, необходимо рассмотреть политическое и экономическое положение в стране с конца 19 до начала 20 века, что и реализовано в первой главе исследовательской работы.

Во второй главе приводится краткая биография жизни П.А.Столыпина.

В третьей главе исследовательской работы приводится содержание, сущность и методы аграрной реформы П.А.Столыпина. Так же в этой главе рассмотрена переселенческая политика. В 1910 году П.А. Столыпин и главный управляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Суть его была весьма решительна - без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность. Проект о землеустройстве оказался сибирским депутатам не по душе, однако, правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири. В Европейской же части России попытки выделиться на хутора и отруба, обычно, вызывали сопротивление части населения. Основными районами переселения стали - Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны.  Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, «столыпинские» вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.  

 Говоря о методах проведения реформы необходимо отметить, что они опирались на нажим аппарата, чиновников и полиции. Столыпин утвердил право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике, впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

Так же, в третьей главе рассмотрены итоги реализации столыпинских реформ. На этот счет историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых. Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина.

В четвертой главе кратко рассмотрены иные направления реформирования, проведенные  П.А.Столыпиным. Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Но для реализации школьной реформы, не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения требовалось не менее 20 лет.

В пятой главе приведены сведения о взаимоотношениях Столыпина и Думы, а так же отношение к предлагаемым им реформам. В этой главе отмечено, что Столыпин несколько раз нарушил законную последовательность для осуществления своей политики. Так, к примеру, быстро утвердить у царя Указ о земельной реформе стало возможным только благодаря статье 87 Основных законов Российской империи. Эта статья давала право правительству между Думами принимать чрезвычайные указы по неотложным вопросам. Столыпин и воспользовался 87 статьей и утвердил аграрное законодательство сразу после роспуска первой и до созыва второй Дум. При этом он дважды нарушил статью 87(во-первых, аграрное законодательство не было чрезвычайным вопросом, напротив, это был главный вопрос России; во-вторых, двухмесячный срок не был соблюден). Таким образом, коренной вопрос  об аграрной реформе был решен почти без участия российского парламента.

В заключение исследовательской работы рассмотрены общие итоги проведенных реформ. В подведении итогов основной упор был направлении на причины, послужившие крахом реформаторских преобразований. Главные из них являлись: отсутствие социальной опоры реформы и сопротивление самодержавия, бюрократии и буржуазии.

Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это - сильная сторона Столыпина.

 

Литература:

1.Верт Н. История советского государства. М.1995

2. Бондарев В. Кто есть кто и почему?  М., 1995

3. Пантелеев В. Сибирская одиссея Столыпина //Былое № 9-10, 1996

4. Эйдельман Н. Революция сверху в России. М., 1989

Просмотров работы: 140