Политический имидж и экономический рост России: взаимосвязь и перспективы. - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Политический имидж и экономический рост России: взаимосвязь и перспективы.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики любой страны. Эта цель особенно важна в условиях глобального экономического кризиса, когда все страны стараются восстановить и наладить расстроенные механизмы экономики. Угадать точно, каким будет экономический рост какой-либо страны в определенном году невозможно, однако существовало множество прогнозов,  какой будет его величина в России в 2010 году. Были и пессимистические мнения, и достаточно оптимистические. В одних источниках утверждалось, что рост будет отрицательным, из-за неадекватно большой глубины падения российской экономики, и, в частности, по оценкам ФБК - минус 2-4%.  В других источниках утверждалось, что, наоборот, экономика РФ быстро восстанавливается. Эксперты Восточного комитета немецкой экономики считали, что в 2010 году Россия "вновь может взять на себя роль локомотива в целом регионе...экономический рост России может составить от 3,5% до 5%».  А эксперты МВФ в целом оптимистично оценивают ближайшие экономические перспективы России.

На экономический рост оказывают влияние многие факторы. В данной статье я хотела бы рассмотреть влияние такого фактора, как политический имидж государства. Конечно, это косвенный фактор, влияние которого всегда опосредованно, но, тем не менее, он является очень важным.

Данная тематика представляет особый интерес, поскольку политика и экономика всегда были тесно переплетены. Политический имидж России довольно  специфический, и отношение к нашей стране разнится. А его влияние на экономический рост нашей страны все-таки очень весомо.

Экономический рост и динамичное развитие отношений с другими государствами во многом зависит от того, каким образом сформирован и продвигается на внешнем рынке политический имидж страны. В этом смысле законы конкуренции и маркетингового продвижения одинаковы и на уровне государства, и на уровне малого бизнеса.

На Западе и постсоветском пространстве проблемы формирования и продвижения имиджа и репутации страны сегодня зачастую трактуются с позиции определения стратегических приоритетов ее развития, и даже формулировки национальной идеи. А оптимизация имиджевых и репутационных характеристик государства выступает непременным условием его успехов на мировой арене. Имиджем и репутацией страны серьезно занимаются Испания, Израиль, Германия, Великобритания, США, Саудовская Авария. В России работу с имиджем справедливо рассматривают как необходимое условие возращения РФ в концерт великих мировых держав. Как отмечает Академик-секретарь Международной академии телевидения и радио, Леонид Золотаревский: «В течение предыдущих 15 лет государство фактически ликвидировало все средства ведения внешнеполитической информационно-пропагандистской деятельности и сняло с себя заботы о том, как воспринимается новая российская действительность за пределами страны. Результат оказался не только не положительным, но и весьма опасным».

Итак, что же такое политический имидж государства? Воображаемый образ данного государства у граждан страны и зарубежья называется политическим имиджем государства (ПИГ). Причем, это не просто психический образ, а специально моделируемое целенаправленное отражение, т.е. отражение уже созданного профессионалами образа на основе некоторой реальности.

Политический имидж государства - понятие многогранное. Но можно выделить характеристики, наиболее существенно влияющие на экономику и ее рост в данной стране:

  • политическая стабильность в государстве;
  • региональная политическая стабильность;
  • налоговая стабильность;
  • защита частной собственности;
  • законопослушание как ведущий принцип организации общества.

Рассмотрим и поясним каждый из этих пяти пунктов.

Итак, почему важна политическая стабильность? Если она имеет место в данной стране, то страна становится более привлекательной для инвесторов. Особенно важны наиболее динамичные прямые иностранные инвестиции (ПИИ). А они, как известно, влияют на экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Крупные инвестиции подразумевают общий рост и спрос в экономике.

Но чтобы иностранные инвестиции пришли в отрасль, им требуются определенные гарантии: политическая стабильность, сбалансированные риски, приемлемая доходность. Политическая стабильность подразумевает не только преемственность политического курса, но также неизменность правил игры. Соответственно, инвесторам нужно обеспечить гарантии выполнения принятых властями решений независимо от персоналий, занимающих те или иные посты. Что касается рисков, то они должны быть сбалансированными, т.е. адекватно распределенными между участниками сделок; структуры сделок - прозрачными. Нельзя, например, допускать, чтобы риски концентрировались в бизнесе - свою часть ответственности должна нести и власть.

Что касается социально-политической стабильности отдельных регионов, то она проявляется в способности государственной власти при помощи имеющихся в ее распоряжении материальных ресурсов, политической системы контролировать и регулировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, определять курс по отношению к федеральному центру и другим субъектам федерации в критических условиях. Если конкретные регионы характеризуются высокой политической стабильностью, естественно, что они будут пользоваться большей популярностью у иностранных инвесторов.

Следующий фактор - налоговая стабильность. Почему важна стабильность налогового законодательства? Во-первых, любая компания, планируя выход на новый рынок, составляет бизнес-план, в котором просчитывает предполагаемые финансовые результаты от будущей деятельности. Поэтому, если налоговое бремя серьезно вырастет уже после того, как компания начала инвестиции в страну, ожидаемые финансовые показатели могут быть недостигнуты или достигнуты в более длительные сроки. Во-вторых, при часто меняющихся налоговых законах вероятность допустить ошибки, приводящие к значительным претензиям налоговых органов, намного выше.

Что касается законопослушания как ведущего принципа организации общества, то, по мнению В.Н. Задорожного, этот фактор при формировании ПИГ  является целью. Но, к сожалению,  внедрить его удается не в каждой стране. Здесь важны традиции населения, творческая работа законодателей и честная деятельность правоохранителей.

Воздействие ПИГ на экономический рост страны всегда косвенно, опосредованно. Проявления этого воздействия таковы:

  • оживление торговли между данной и другими странами;
  • усиление инвестиционной деятельности в данной стране;
  • всемерное содействие развитию конкуренции отечественных производителей.

Все это в совокупности стимулирует рост экономики данного государства.

Формирование политического имиджа государства происходит постоянно и по многим направлениям. Важнейшие аспекты данного процесса:

  • эволюционные и революционные периоды формирования ПИГ;
  • связь законотворчества и ПИГ;
  • политическая деятельность госструктур и должностных лиц государства;
  • народная дипломатия;
  • деятельность средств массовой информации.

В сознании людей как внутри страны, так и за рубежом перечисленные выше и другие составляющие формируют ПИГ, а вместе с ним выстраивают их личное отношение к товарам, услугам и гражданам страны, а значит, содействуют экономическому росту государства или тормозят его.

Если  ПИГ формируется революционно, то последующие изменения в экономике всегда проходят медленно и только ухудшают ситуацию. Эволюционные изменения ПИГ происходят непрерывно. Их выигрышность состоит в том, что с происходящими изменениями аудитория успевает познакомиться, составить свое мнение о них. При положительной оценке происходящих в стране реформ и других эволюционных изменений у мирового бизнес-сообщества создается позитивный настрой, который определенным образом проявляется в контактах субъектов внешнеэкономической деятельности. Внутри страны мы тоже можем наблюдать подобное внимательное отношение к изменениям ПИГ и оперативную реакцию на них. В зависимости от того, повышается или падает доверие к государству, предприниматели внутри страны могут вывозить свои капиталы за рубеж или наоборот углублять инвестиционную деятельность внутри страны. Вследствие этого экономический рост государства увеличивается или сокращается.

Правовые основы как набор уже действующих законов и законотворчество как непрерывный процесс в значительной мере формирует ПИГ. В стабильном государстве этот процесс идет неспешно. На принятие одной поправки законодатели иногда тратят несколько месяцев.

За рубежом политический имидж государства формируется в результате выступлений политиков на международных конференциях, саммитах  и т.п. И, конечно же, в первую очередь, за формирование имиджа государства отвечает МИД. Еще нельзя не упомянуть, что все граждане данной страны, выезжающие за рубеж, способствуют формированию у иностранцев  образа этой страны. Особенно бизнесмены, так называемся народная дипломатия, сотрудничая с деловыми кругами других стран, отвечают за то, какое мнение сложится у иностранцев о данной стране, захотят ли они в дальнейшем продолжить сотрудничество.

И, наконец, СМИ и информационная политика. Сегодня это главные ресурсы, с помощью которых проводятся в жизнь политические идеи, формируется образ власти и государства.

Отобразим основные аспекты политического имиджа государства на Россию. Сначала рассмотрим вопрос о политической стабильности РФ - основе всестороннего развития страны. Глава администрации президента Сергей Нарышкин сказал, что "Современная Россия - это социальное государство с рыночной экономикой и многопартийной политической системой, где во главу угла ставят права и свободы человека, верховенство закона и открытость внешнему миру. За два прошедших десятилетия Россия стала страной с высоким уровнем внутриполитической стабильности и предсказуемой позицией на международной арене". 

Российские политологи считают, что экономический кризис не снизил уровень внутриполитической стабильности в стране и не стал поводом для роста активности оппозиции. "Конструкция правящего тандема остается достаточно стабильной и функционирует по тем правилам, которые сформированы в 2008 году принципами передачи власти и обеспечения стабильности политической системы", - заявил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов 4 сентября 2010 на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Что касается регионов, то в России по политической стабильности они достаточно однородны. Сегодня двусторонние договоры регионов с федеральным центром фактически выполняют функцию своеобразного "учредительного собрания" и благодаря этому в стране сохраняется политическая стабильность и относительный порядок.

Третий аспект - налоговая стабильность. В российской налоговой системе заявлен принцип стабильности, согласно которому налоговая система обязана действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Данный принцип закреплен в Конституции России и НК РФ. Однако в действительности есть целые группы населения и сектора экономики, которые налогов либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в «сером» секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности.

Если признать этот факт, то оказывается, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более, высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли можно найти хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избегания непосильных налогов.

Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система не просто выступает тормозом для новых инвестиций, но является и одной из причин - возможно, главной - кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать доказанным, что: а) налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации; б) собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.

Далее рассмотрим защиту частной собственности в России. Капитализм, а в России строится именно капитализм, в качестве одного из основополагающих принципов ПИГ предполагает защиту частной собственности, что важно для граждан РФ, которые приватизировали уже более 65% государственного имущества. Это незыблемый принцип и для зарубежных партнеров, поскольку они вкладывают только личные средства. Данный принцип прописан в Конституции РФ и, казалось бы, незыблем.

Однако решение задачи модернизации страны требует повышения уровня защиты частной собственности в РФ, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Кризис напомнил о необходимости повышения уровня защиты прав собственности - частной собственности. Иначе экономика может рассчитывать лишь на краткосрочные инвестиции, а инвестиции в высокотехнологичные сектора возможны лишь при высоком уровне защиты прав собственности. Поэтому данная проблема напрямую связана с курсом на модернизацию", - сказал Шувалов, выступая  на международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия".

Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров заявил: «Укрепление экономической безопасности частной собственности - одна из составных частей Стратегии развития России до 2020 года, в том числе плана законопроектов в пошаговом плане. В первую очередь, необходимо принять: - пакет поправок в гражданское и уголовное законодательство в целях предотвращения недружественных захватов и поглощений. - Законы по налоговой реформе, реформам бухгалтерского учета и правоохранительной системы, судебной и регистрационной реформ, малому бизнесу, который может стать катализатором оздоровления экономической среды и в частности защиты собственности. - Блок законопроектов в области нематериальных активов. - Наконец, качественная модернизация всех институтов гражданского общества и саморегулирование».

Итак, можно наглядно увидеть, что власти всерьез озабочены проблемой защиты частной собственности на данном этапе развития страны. Поэтому в скором времени можно ожидать реальных шагов в этом направлении и, значит, благоприятного изменения политического имиджа России.

Как уже было отмечено, правоохранительная сфера не должна тормозить другие реформы. Но, к сожалению, факты, связанные с ущемлением законных прав граждан, злоупотреблением служебным положением  встречаются все чаще. А без формирования общественного стереотипа соблюдения законности невозможно дальнейшее развитие государства. Анализ состояния законности показывает, что негативные тенденции наиболее остро выражены в экономической сфере. При этом нарушения законности допускаются на всех уровнях государственной власти, повсеместно присутствуют факты халатности, злоупотреблений, лоббирования личных интересов.

Коррупция является фактором, негативно сказывающимся на имидже нашей страны в мире. По мнению М.Гастингса - автора статьи, опубликованной в британской газете "The Guardian", «Россия находится в совершенно отчаянном положении: коррупция разъела все уровни общества...» Давно известно, что коррупция тормозит темп экономического роста. Поэтому в этих условиях для улучшения имиджа России и нормализации ее делового климата необходимы решительные и систематические антикоррупционные действия. Что можно увидеть в нынешней политике государства. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011гг.»

И, наконец,  рассмотрим результаты  опроса «Россия как объект инвестиций 2006». Тогда в опросе приняли участие более 100 действующих инвесторов, а также более 50 потенциальных  инвесторов. К числу основных факторов, тормозящих приток инвестиций, большая часть респондентов опроса отнесла административные барьеры, коррупцию, неадекватное и противоречивое законодательство, а также избирательное толкование и применение законов.

В результате можно сделать вывод о том, что политический имидж России очень противоречив. В одних аспектах больше негативного, в других - наоборот. В частности, можно отметить, что политический имидж России больше всего страдает от проблемы ненадлежащего законопослушания. Доверие к нашей стране сильно подорвано. Западные СМИ изображают Россию как страну беззакония и страну, страдающую от коррупции и насилия, засилья мафии и преступных группировок. Последствия этого проявляются в том, что:

1. зарубежные страны опасаются торговать с Россией. Отсюда такая составляющая экономического роста, как доходы от международной торговли, очень мала.

2. слабая инвестиционная деятельность в России, небольшой приток прямых иностранных инвестиций.

Все эти факторы, хоть и косвенно, но все же влияют негативным образом на экономический рост России, поскольку ВВП мог бы быть выше, инвестиционная деятельность могла бы развиваться активнее.

Конечно, власти уже осознали, что ПИГ является важным фактором экономического роста государства. И  отсюда многочисленные заявления об изменении курса. Но для того чтобы переломить критическое отношение западных СМИ к России, этого недостаточно.
И здесь лежит одна из главных проблем России, также как и любой страны, занятой улучшением своего имиджа - реальность. Изменение ситуации в позитивную сторону невозможно, без реальных подвижек подтверждающих работу пропагандистов. Учитывая достижения режима Путина, можно предположить, что укрепление внешнего имиджа России будет набирать все более системный характер.

Также очень важно отметить, что надо уделять больше внимания формированию политического имиджа России. На сегодняшний момент в РФ не выработана комплексная, программа коррекции имиджа и репутации страны. Поэтому, если страны СНГ и восточной Европы сотрудничают активно с нами, то, к сожалению, западные страны относятся к России скептически. В частности, многое зависит от «неумения значительной части  представителей российской власти общаться со СМИ», как отмечает политолог Юрий Романенко. Отношение к этому вопросу должно быть более продуманным. Если поработать активно над этой проблемой, то в дальнейшем можно ожидать улучшения формирования образа России в глазах зарубежных стран, углубления международного сотрудничества, вливаний ПИИ в нашу экономику и, как следствие, увеличение темпов экономического роста. В частности, МВФ прогнозирует к 2012 году темпы роста экономики в 8,4%.

Просмотров работы: 58