С принятием части второй Гражданского кодекса РФ медицинские услуги получили свое закрепление в качестве сделок гражданско-правового характера. Согласно п.2 ст.779 ГК РФ: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг...». В этой связи возникает необходимость более четкого определения ряда дефиниций как объектов гражданско-правовых отношений. Учитывая специфичность общественных отношений, возникающих при оказании медицинских услуг, возникает ряд проблем нормативного и этического характера [1]. Так, например, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения донорства, показал, что употребление термина "донорство" содержится только в федеральном законе, регулирующем отношения донорства крови и её компонентов - "О донорстве крови и её компонентов" (от 9 июня 1993 г.). В то же время современное развитие медицинской науки и практики расширяет представление о донорстве, предметы которого в настоящее время многочисленны: предоставление органов и тканей, крови и её компонентов, биологической жидкости, ооцитов, эмбриональных тканей и др. В Законе РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и(или) тканей человека" под трансплантацией понимается лишь пересадка органов и тканей. Отсутствуют определения донорства, в то время как нормативный акт регулирует отношения не только по пересадке, но и по изъятию органов и тканей у человека. Для донорства характерны следующие обязательные признаки: наличие лечебной цели; наличие осознанного желания пожертвовать часть своего организма; наличие добровольного информированного согласия донора; безвозмездный характер, отсутствие цели получения выгоды от такого действия.
Рассматриваемая проблема в очередной раз доказывает востребованность выделения самостоятельной отрасли гражданского права - медицинского права, объект которого специфичен - жизнь и здоровье человека. С основным объектом тесно связаны органы и ткани человека, причем как во время жизни индивида, так и после его смерти; информация о здоровье человека, которая сообщается ему или посторонним пользователям и др.
Литература:
1.Седова Н.Н. Все законы когда-то были нормами морали, но не все моральные нормы становятся законами / Н.Н.Седова // Биоэтика. - 2009. - № 1(3) - С.37-42