Несмотря на то, что трансплантация органов и тканей человека - неновая тенденция в сфере медицинских услуг, нормативная регуляция этой медицинской услуги в нашей стране окончательно не отработана. Проблема состоит в том, что медицинская высокотехнологичная помощь развивается стремительно, а нормативная база ее регулирующая, датируется прошлым веком. В связи с этим, криминогенная ситуация вокруг рассматриваемой темы сохраняет свою актуальность.
Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека определяет закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», согласно которому трансплантация органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан, и может быть применена только в том случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранение жизни больного (реципиента) либо восстановления здоровья. Закон устанавливает ограничения в отношении субъектов трансплантации.
Единственной новеллой с 1992 года является утверждение перечня органов человека - объектов трансплантации, Приказом Минздрава РФ от № 357, РАМН № 40 от 25.05. 2007, согласно которому это - сердце, легкие, комплекс "сердце-легкие", печень, почки, поджелудочная железа с 12-перстной кишкой.
Особенность рассматриваемой услуги не только в ее морально-этической уязвимости, но и в жестких медицинских требованиях к регламентации процесса. Успех трансплантации зависит от восстановления функций пересаживаемого органа или ткани - трансплантата, чем меньше времени прошло с момента смерти донора и изъятия у него органа и пересадки его реципиенту, тем более вероятен успешный результат. В связи с этим баснословные гонорары коммерческих клиник и низкий уровень социально-экономического состояния части населения в РФ и странах СНГ, провоцируют преступления по изъятию органов у живых лиц. УК РФ предусматривает максимальное наказание за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации ( ч.2 ст 120) лишение свободы от 2 до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью от 3 до 5 лет. На наш взгляд, слишком гуманная мера, если учитывать все медицинские, социальные и психологические последствия такого деяния.