Пространственные винтовые механизмы (ПВМ) описываются структурной формулой Добровольского В.В. [1] W=2n-p5 .
В таких механизмах могут использоваться три вида кинематических пар пятого класса, допускающих единственное независимое относительное движение: винтовое (Вт), поступательное (Пс) и поворотное (Пв), покажем все возможные комбинации этих пар для трехзвенного механизма.
Однозвенных групп нулевой подвижности (W=0) с двумя кинематическими парами можно создать всего четыре, а именно: а) Вт-Вт, б) Вт-Пс, в) Вт-Пв, г) Пс-Пв.
Однако, что касается групп Пс-Пс и Пв-Пв, то они вырождаются в механизмы с подвижностью W=1. Из четырех групп один из вариантов а) симметричен: Вт-Вт , три других не симметричны, т.е. к ведущему звену они могут присоединяться двояким образом.
Поскольку ведущее звено может быть соединено со стойкой в три различные пары ,то присоединяя к ним групы нулевой подвижности получим 21 вариант кинематических цепей:
Вт-Вт-Вт | Вт-Вт-Пс | Вт-Пс-Вт | Вт-Вт-Пв | Вт-Пв-Вт | Вт-Пс-Пв | Вт-Пв-Пс |
Пв-Вт-Вт | Пв-Вт-Пс | Пв-Пс-Вт | Пв-Вт-Пв | Пв-Пв-Вт | Пв-Пс-Пв | Пв-Пв-Пс |
Пс-Вт-Вт | Пс-Вт-Пс | Пс-Пс-Вт | Пс-Вт-Пв | Пс-Пв-Вт | Пс-Пс-Пв | Пс-Пв-Пс. |
Ни одно из звеньев простейшего ПВМ не должно иметь в своем составе обе пары Пв или Пс, при этом следует учитывать, что к стойке, т.е. неподвижному звену, высказанное условие относится аналогично подвижным звеньям. Отбраковывая такие варианты (выделены курсивом), в итоге получим 13 работоспособных механизмов.
Полученные механизмы можно объединить в четыре группы: 1) механизм содержащий в своем составе три винтовые КП: Вт-Вт-Вт; 2) если одна из пар механизма является поступательной, то возможно создать 3 варианта механизмов: Пс-Вт-Вт, Вт-Пс-Вт и Вт-Вт-Пс; 3) если одна из пар поворотная, то возможно создать также 3 варианта: Пв-Вт-Вт, Вт-Пв-Вт и Вт-Вт-Пв; 4) если в ПВМ используются все три вида кинематических пар, то таких механизмов будет 6 : Вт-Пс-Пв, Вт-Пв-Пс, Пв-Вт-Пс, Пв-Пс-Вт, Пс-Вт-Пв и Пс-Пв-Вт.
Перечисленные трехзвенные механизмы достаточно хорошо известны и применяются в технике в различных вариантах, хотя, систематического исследования никем ранее не проводилось, общая теория необходима для синтеза более сложных структур, включающих в себя три и более подвижных звена.
1. Добровольский В.В. Теория механизмов. М. 1951г