Из механических передач, применяющихся в приборах и машинах, наиболее распространенными являются зубчатые. Механизмы с зубчатыми колесами позволяют осуществлять передачу вращательного движения между параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями, иными словами, при всех видах расположения осей, которые нашли применение в практике конструирования. Возрастание мощности, увеличение быстроходности и усложнение функций разного рода машин делают необходимым создание все более сложных зубчатых механизмов, в частности механизмов, содержащих планетарные передачи.
Планетарные (планетные) передачи относятся к группам передач с непосредственным соприкосновением передающих движение звеньев, т. е. к группам фрикционных и зубчатых передач. Вследствие компактности и малого веса, они нашли широкое применение в самолетах, вертолетах, автомобилях, металлорежущих станках, подъемно-транспортных машинах, в роботах и бурильных машинах.
Планетарные передачи известны давно, с конца ХVIII века, однако они широко начали применяться в начале XX века. Планетарные передачи с наружным зацеплением получили широкое применение в автомобильных коробках передач в начале XX века. Обратимся к новому типу планетарных передач - безводильным. Это передачи планетарного типа, в состав которых не входит водило. Сателлиты в таких передачах опираются только на зубья солнечного и эпициклического колес. Примером может служить запатентованная в РФ планетарная гидромашина Ан И-Кана (Рисунок 1).
Уникальность таких механизмов в том, что каждый сателлит, потеряв шарнирную опору от водила, опирается на дополнительную точку солнечного или эпициклического колеса, и таким образом имеет 3 кинематические пары 4-го класса. Количество сателлитов, при синтезе такого рода механизмов, будет ограничиваться лишь геометрическими размерами колес, до тех пор, пока будет оставаться зазор межу соседними сателлитами.
Возможности применения зубчатых планетарных механизмов с безводильными сателлитами очень широки: от применения в космической промышленности, до высокоточного приборостроения.