По данной проблеме авторы предполагают различные подходы к анализу детерминант успеха применительно к конкретной деятельности, однако, несмотря на обилие работ, само понятие «успешность деятельности» разработано в недостаточной степени.
Ильиным Е.П. (1987) было выделено четыре основных блока успешной профессиональной деятельности: направленность, знания, умения и качества.
По мнению Тайлера Л. и Сьюпера Д., важнейшей детерминантой успешности профессионального пути человека являются его представления о своей личности («Я-концепция»), образ жизни, отношение к определенным социальным ситуациям и т.п.
Многие авторы в качестве предпосылок успешности деятельности предполагают рассматривать способности человека (Теплов Б.М., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. и др.).
Б.Г. Ананьев выдвинул положение о том, что предпосылками успешности деятельности являются сумма необходимых свойств, определенная структура способностей и одаренности, сенсомоторики, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов.
Гуревич К.М. (1997) определяет профессиональную успешность как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения человеком общественно приемлемой эффективности труда, при наличии специальных знаний, умений и навыков.
Таким образом, помимо способностей личности и мотивации выбора профессии важное значение для успешности деятельности человека в избранной сфере имеет уровень развития у него профессионально важных качеств.
К основным факторам достижения успешности у сотрудников органов внутренних дел, можно отнести:
- личностный фактор, как система потенциальных и актуальных способностей личностных особенностей, необходимых для успешности органов внутренних дел;
- интеллектуальный фактор, как система умственных возможностей, необходимых для решения задач и проблем этой деятельности;
- социально-психологический фактор, складывающийся из особенностей и ситуации социально-психологической обстановки, господствующий в обществе в целом, либо в определенной общности людей;
- мотивационный фактор, как базовый мотивационный механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию успешность и формирование новой мотивации и новых целей.
Успешность сотрудников органов внутренних дел, зависит от таких личностных особенностей:
- интеллектуальные способности и качества, в т.ч. образованность, широта кругозора, этика поведения, умение четко выразить свои мысли, способность к самоанализу полученной информации и умение из нее сделать вывод;
- волевые качества: умение отстаивать свою точку зрения, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, собранность в условиях сложной обстановки, упорство в преодолении возникших трудностей, умение заставить себя делать неинтересную работу;
- качества эмоционального характера, такие как уравновешенность, переживания, стыд, угрызения совести, наслаждения, восхищения. [Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. М., 2000 г.; Агафонов Ю.А., Попов М.Ю., Калашников Ю.В. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М., Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2000 г.]
Достижение успеха в профессиональной деятельности органов внутренних дел - это сложная интегральная характеристика, которая зависит от многих факторов, таких как мотивация, установка, адаптация, профессиональная квалификация (обученность, уровень профессиональных знаний, умений и навыков), функциональное состояние, возрастные особенности, состояние здоровья и, наконец, индивидуально-психотипологические особенности и социальные характеристики человека.