Также понятийное мышление изучал П.П.Блонский. В своем исследовании он доказал, что в зависимости от того, какие, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Л.С. Выготский в формуле «мысль совершается в слове», выразил тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления.
Наше исследование было проведено на базе Ставропольского Государственного Университета среди студентов первого и третьего курсов, в возрасте от 17-ти до 22-х лет. Наше исследование было направлено на изучение понятийного мышления.
В результате нами было получены следующие данные: выявлено нестандартное мышление у студентов двух групп: им можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям: «волк-луна» - одиночество или оборотень; «очки-деньги» - гламур или сходная форма; «ось-оса» - аэродинамика, полоски и острие; «ботинок-карандаш» - инженер в ботинках или клоун. Студентам первого курса было сложнее найти более очевидный и рациональный путь в решении поставленной задачи, чем студентам третьего курса. Так, например, для пары «дождь-снег» большинство студентов третьего курса ответили «вода», а студенты первого курса ответили «вода в разном агрегатном состоянии».
Таким образом, обработав результаты ответов студентов по данной методике, мы наблюдаем преобладание понятийного мышления у студентов третьего курса над первым; и преобладание креативного мышления у студентов первого курса над третьим. Правильные ответы оп 15 однополевым парами оценили в баллах,, результаты суммировали. В результате получили: студенты 1 курса в группе набрали 115 баллов, k = 9,6 (k-среднее число баллов); студенты 3 курса в группе набрали 137 баллов, k = 11,4.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что уровень понятийного мышления у студентов 1 курса ниже на 22 балла (k = 1,8), чем у студентов 3 курса.