Уровень понятийного мышления у студентов, обучающихся на разных курсах - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Уровень понятийного мышления у студентов, обучающихся на разных курсах

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятийное мышление - (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Этой проблемой занимались А.А. Смирнов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский. А.А. Смирнов считает, что необходимо различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. С его точки зрение, в повседневной жизни человека в своей мыслительной деятельности широко пользуется ассоциациями, т.к. они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач, например, специально вспоминает из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым столкнулся в данный момент жизни.

Также понятийное мышление изучал П.П.Блонский. В своем исследовании он доказал, что в зависимости от того, какие, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Л.С. Выготский в формуле «мысль совершается в слове», выразил тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления.

Наше исследование было проведено на базе Ставропольского Государственного Университета среди студентов первого и третьего курсов, в возрасте от 17-ти до 22-х лет. Наше исследование было направлено на изучение понятийного мышления.

В результате нами было получены следующие данные: выявлено нестандартное мышление у студентов двух групп: им можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям: «волк-луна» - одиночество или оборотень; «очки-деньги» - гламур или сходная форма; «ось-оса» - аэродинамика, полоски и острие; «ботинок-карандаш»  - инженер в ботинках или клоун. Студентам первого курса было сложнее найти более очевидный и рациональный путь в решении поставленной задачи, чем студентам третьего курса. Так, например, для пары «дождь-снег» большинство студентов третьего курса ответили «вода», а студенты первого курса ответили «вода в разном агрегатном состоянии».

Таким образом, обработав результаты ответов студентов по данной методике, мы наблюдаем преобладание понятийного мышления у студентов третьего курса над первым; и преобладание креативного мышления у студентов первого курса над третьим. Правильные ответы оп 15 однополевым парами оценили в баллах,, результаты суммировали. В результате получили: студенты 1 курса в группе набрали 115 баллов, k = 9,6 (k-среднее число баллов); студенты 3 курса в группе набрали 137 баллов, k = 11,4.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что уровень понятийного мышления у студентов 1 курса ниже на 22 балла (k = 1,8), чем у студентов 3 курса. 

Просмотров работы: 10