Вся сущность работы руководителя состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Функция коммуникации также важна для руководителя, как и функции планирования, организации, мотивации, контроля, потому что обмен информации встроен во все виды управленческой деятельности. С этой точки зрения коммуникацию можно назвать связующим процессом.
Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Чтобы эффективно организовывать коммуникативный процесс, а тем более управлять им следует иметь представление об основных проблемах, связанных с коммуникациями:
потери в процессе передачи или хранения - искажение или потеря первоначального смысла сообщения при каждой последовательной устной передаче из-за особенностей человеческой памяти забывать информацию;
страх - чувство неуверенности относительно правильности сообщения, времени и точности его изложения;
информационные перегрузки - невозможность эффективно реагировать на всю информацию в процессе информационного обмена из-за его большого объема.
Четко сформулировав основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель, можно определить эффективные пути их решения, которые помогут ему повысить управляемость организацией:
добиваться от себя ясности и точности формулировки сообщений, учиться изображать свои мысли таким языком и передавать информацию таким образом, чтобы она была понятна подчиненным;
следовать принципу, что управленческие сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями, цель управленческих сообщений - содействовать установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия;
использовать в процессе коммуникаций неформальные организации в дополнение к формальным, постоянно совершенствуя при этом навыки общения в межличностных коммуникациях (умение слушать; систематически обдумывать и анализировать вопросы, правильно использовать язык жестов и интонаций; удачно применять эмпатию, т. е. проявлять внимание к чувствам других людей, сопереживание, поддержание открытости в разговоре, эффективно налаживать обратную связь, т. д.);
стремиться к регулированию информационных потоков, стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах;
стремиться к управлению информационными потоками путем создания периодических собраний, коротких встреч с подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, и т. д.
использовать систему обратной связи на организационном уровне;
использовать систему сбора предложений, целью которой является снижения остроты тенденций фильтрации и игнорирования идей на пути сверху - вниз, облегчение поступления информации наверх, все работники при этом получают возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования;
использовать информационные бюллетени, публикации и видеозаписи, целью которых является пропаганда целей и политики организации в области дальнейшего развития;
использовать в своей работе современные информационные технологии, для повышения эффективности информационного обмена;
создавать в процессе деятельности специальные коммуникативные сети, позволяющие обеспечить поступление правильной информации нужным людям в нужное время.
В наше бурное время актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией друг с другом. И чем эффективней и совершенней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.