Однако становление этой доказавшей свою эффективность в развитых странах системы конкурентного использования бюджетных ресурсов в России идет медленно и с высокими издержками. В результате тестирования Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» генпрокуратурой на коррупционогенность было выявлено 20 содержащихся в нем коррупциогенных факторов. Прежде всего этот формально-правовой институт не регулирует порядок оценки заявок на участие в конкурсе: критерии определяются заказчиком, который может подогнать условия под конкретного участника тендера, к тому же имеется правовой пробел в порядке установления начальной цены контракта, - договоры заключаются по завышенным ценам, на невыгодных для государства условиях, создаются предпосылки для откатов, т.е. получения ренты чиновником как представителем государства на торгах. Радикальная реформа системы госзакупок, запущенная в 2005-2006 гг., не привела к ограничению коррупции, о чем свидетельствуют результаты опросов предприятий-поставщиков о принятия закона о госзакупках: об откатах по госзаказам в 2006 г. говорили 34% фирм, в 2009 г. их стало почти 40%.
Правительство РФ предпринимает шаги по снижению коррупционогенности в сфере государственного заказа: с 1 января 2010 г. более 70% общего объема госзаказа будет размещаться на специальных уполномоченных электронных торговых площадках, а процесс отбора поставщиков товаров и услуг для органов государственной власти будет осуществляться путем открытых электронных конкурсов и аукционов. Это позволит сделать процесс размещения бюджетных заказов открытым и прозрачным, что существенно снизит возможности реализации чиновниками коррупционных "откатных" схем. По оценкам, электронизация процедур государственных закупок обеспечит экономию бюджетных средств в размере от 400 до 600 млрд. руб., что при дефицитном бюджете 2010 г. является очень актуальным.
Кроме того, Минэкономразвития РФ подготовило Концепцию Федеральной контрактной системы (ФКС), в которой представлены меры по существенной модернизации сферы размещения бюджетного заказа на 2010-2015 гг. Одной из главных задач ФКС является создание единой информационной системы в сфере госзаказа. В настоящее время в информационных системах бюджетного планирования различных организаций нет единых стандартов, отсутствует также возможность обмена данными, необходимая для обеспечения прозрачности закупочных процедур и их результатов. Соедание единой ФКС также будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, поскольку она должна охватить весь цикл контрактации: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приемку результатов и контроль исполнения. В перспективе введение ФКС позволит не только управлять ценами и иными параметрами процесса размещения бюджетного заказа, но также своевременно выявлять риски, в том числе коррупционные, при заключении и реализации госконтрактов,
Однако очевидно, что эфективность этих мер существенно снижает отсутствие единого общероссийского классификатора продукции, позволяющее чиновникам, используя различные наименования одного и того же товара, искусственно дробить лоты, добиваясь увеличения стоимости за счет сокращения объема закупок.
Таким образом, при единовременном принятии вышеперечисленных мер рынок бюджетного заказа может превратиться в прозрачную систему, что обеспечит существенное снижение коррупции и повышение рейтинга стране в сфере международных отношений.