В 1998 г. российским премьер-министром Е.М.Примаковым был впервые введен термин российско-китайско-индийский «стратегический треугольник». В то время Россия, делая упор на своей «европейской ипостаси» и подчеркивая свою «азиатскую принадлежность», выстраивает свою новую внешнеполитическую концепцию как в восточном, так и в западном направлениях.
Однако по пришествие десяти лет российско-китайско-индийские отношения так и не смогли трансформироваться в конфигурацию «стратегического равнобедренного треугольника». Последние несколько лет трехсторонние отношения России, Индии и Китая напоминали скорее «равнобедренный стратегический треугольник». Другими словами двусторонние российско-китайские и российско-индийские отношения были сравнительно крепки, в то время как в отношениях между Индией и Китаем наблюдалась относительная отчужденность.
Россия, Индия и Китай на сегодняшний день являются весьма влиятельными державами в мире. Если рассматривать эти страны с точки зрения населения, то оно составляет 2,5 млрд. человека, это 40 % от всего населения земного шара. В экономическом отношении суммарный ВВП всех трех стран составляет 20% от общемирового. Все три страны занимают примерно одинаковые позиции в мировой политике. Каждая из этих стран, придерживаясь принципа верховенства международного права, принципов мира и взаимного уважения, активно участвуют в построении справедливого миропорядка и многополяности в мире. Они также всеми силами содействуют демократизации международных связей и усилению роли ООН как регулятора международных отношений. Кроме того, эти страны активно борются с терроризмом, торговлей наркотиками и другими международными преступлениями, требующими совместных усилий. Кооперация сил в особенности происходит в сфере энергетики, сельского хозяйства и в области высоких технологий. Без сомнения, такое тесное сотрудничество создает надежные гарантии. Лидеры всех трех государств полагают, что основа для построения дальнейшего сотрудничества на новом уровне уже заложена.
Однако необходимо отметить, что трудности и некоторое сдерживание в российско-китайско-индийских отношениях по-прежнему существуют. С субъективной точки зрения, внешняя политика России, Китая и Индии по-прежнему завязана в первую очередь на отношениях с Америкой, для каждой из стран не желательны конфликты с Соединенными Штатами. Помимо этого двусторонние отношения внутри «треугольника» характеризуются дефицитом политического доверия.
Хотя трехсторонние отношения имеют устойчивую тенденцию к развитию, основанную на взаимопонимании народов этих трех государств. В условиях трансформации международной ситуации целью трехстороннего сотрудничества остается активная позиция в стабилизации обстановки в отдельных регионах и в мире в целом. В то же время необходимо признать, что за достаточно долгое время геополитическая конфигурация «российско-китайско-индийский треугольник» не приобрела статуса «тройственного союза против кого бы то ни было», и в ближайшем будущем не станет таковой.