Влияние китайско-японских нефтяных отношений на политику Японии в Восточно-китайском море - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Влияние китайско-японских нефтяных отношений на политику Японии в Восточно-китайском море

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С 2004 года политика Японии по вопросу разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе Восточно-китайского моря становится все более жесткой. Такая политика резко отличается от политики, проводимой Японией в 70-е годы XX века, а также в 80-е и 90-е гг. Что же могло привести к таким изменениям? 70 - 90-е гг. - сравнительно благоприятный период в китайско-японских политических отношениях, однако, начиная с 2001 года, когда на пост премьер-министра Японии вступил Дзюнъитиро Коидзуми, политические отношения между двумя государствами резко ухудшились.

Начиная с 60-х годов XX века, становилась все более популярной версия о том, что часть Восточно-китайского моря, принадлежащая Китаю, очень богата ресурсами нефти и газа. В 1961 году геологи Американского океанологического института и Японского университета Восточно-китайского моря провели исследование на основе собранных в период второй мировой войны материалов о морском дне. Был опубликован исследовательский доклад «Мелководные отложения Восточно-китайского и Южно-китайского морей», где впервые были даны намеки на нефтяные ресурсы, которые могут залегать в этом районе. В 1968 году были проведены изыскания Восточно-китайского и Желтого морей, на основе которых был опубликован исследовательский доклад, где содержалась информация о том, что шельф, пролегающий между Японией и Тайванем, является одним из самых богатых залежами нефти и газа районов в мире.  Данный доклад   привлек большое внимание действующего правительства Японии.

В 70-е годы из-за дважды вспыхнувшего нефтяного кризиса Япония придала большое значение безопасности в нефтяной отрасли, проявив еще больший интерес к месторождениям нефти и газа части Восточно-китайского моря, принадлежащей КНР. Однако в тот период Япония заняла сдерживающую и выжидательную позицию. Вплоть до настоящего времени правительство Японии и предприятия-магнаты утвердили только довольно осторожный и ограничительный план по Восточно-китайскому морю. А те, кто выступает за ускорение процесса разработки Восточно-китайского моря японской стороной, до сих пор не могут получить необходимые для бурильных установок средства, а также не могут получить согласие на проведение ими разведывательных работ в этом чувствительном регионе.

В 80 - 90-е годы политика Японии по разработке месторождений нефти и газа в Восточно-китайском море  также не претерпела явных изменений. Однако Китай провел долгосрочную разведку в Восточно-китайском море, осуществил деятельность по добыче и обнаружил достаточно серьезное количество нефти и газа. В мае 1983 года буровая скважина «Пин Ху» открыла слой, богатый нефтью и газом, результаты испытательных разработок продемонстрировали следующее: добыча нефти составила 174 м³ в день, добыча газа - 410 тыс. м³. Продуктивность дневной добычи скважины «Чхуань Сяо» к маю 1995 года составила: нефти - 196.4 м³, газа - 1млн. 616 тыс. м³. В конце 1999 года, Шанхайское океанологическое бюро нефти и газа пробурило третью скважину «Чхуань Сяо», продуктивность ее дневной добычи нефти составила 72.98 м³, газа - 1млн. 426 тыс. м³. 

К 2004 году позиция Японии в отношении вопроса нефти Восточно-китайского моря неожиданно изменилась. Японские специалисты определили «необходимость пристального внимания на Китай, имеющий экспансионистскую направленность в отношении Восточно-китайского моря». Утверждалось, что Китай ущемляет экономические интересы Японии в Восточно-китайском море. Японское правительство приняло решение отправить исследовательское судно для проведения исследований ресурсов морского дна с японской стороны срединной линии Восточно-китайского моря. Японская сторона требовала, чтобы Китай предоставил данные геологического строения морского дна того региона, где осуществляется добыча ресурсов. 1 апреля 2005 года правительство Японии официально опубликовало результаты этого исследования, где утверждалось, что китайские скважины «Чхуань Сяо» и «Туань Чяо» связаны с месторождениям нефти и газа, расположенными на японской стороне от срединной линии, более того, подобно «эффекту пылесоса» китайские скважины могут качать принадлежащие Японии нефть и газ.

Однако японская теория «эффекта пылесоса» совершенно несостоятельная, по причине чего подверглась опровержению со стороны некоторых японских ученых. Например, видный японский специалист в нефтегазовой сфере отметили, что так называемый «эффект пылесоса» не соответствует элементарным знаниям в нефтегазовой сфере в отношении вопроса разделения месторождения. По его мнению, согласно внутригосударственному праву разных государств промежуточное расстояние между сопредельными месторождениями, разрабатываемыми нефтяными компаниями двух государств, должно составлять не менее 100 метров, утверждение Японии о том, что нефть благодаря «эффекту пылесоса» может откачиваться на расстоянии 5 километров, является абсолютным перебором.

Бесспорно, факторов, влияющих на политику Японии в Восточно-китайском море, гораздо больше и все они требуют более подробного изучения.
Просмотров работы: 4