В июле 2001 года Председатель КНР нанёс деловой визит в Россию, где, совместно с президентом РФ, подписал договор «о добрососедском сотрудничестве Китайской Народной Республики и Российской Федерации». Этот документ стал главным законом между двумя странами, так сказать, "дал старт" новым Российско-Китайским отношениям стратегического взаимодействия и партнёрства, на основании добрососедства и мирного сотрудничества.
На данный момент, протяженность восточной границы России и Китая составляет 4320 км, а западной 54 км. Путём невероятных усилий специалистов и дипломатов двух стран, 16.05.1991 г., 3.09.1999 г., 9.12.1999 г., в Пекине, Советский Союз (а затем Россия) и Китай подписали соответствующие протоколы, описывающие восточную и западную границу, (14.072005 г. были дополнены). Т.О. Подписание вышеуказанных документов, наконец, завершило длившийся 40 лет вопрос о демаркации границ, впервые, в истории отношений двух государств, около 4374 км границ, посредством официального юридического договора, были точно отмечены.
Стремительное развитие национальной экономики Китая спровоцировало быстрый рост спроса на энергию, и уже в 2003 г. Китай вошёл в тройку (после США и Японии) крупнейших импортёров нефти. Вслед за прогрессивным развитием экономики и повышением уровня производства, импорт нефти, природного газа, этилена и др. продуктов химической промышленности в Китай - будет только продолжать расти. Предполагается, что к 2010 необходимость в импорте по всем 3м направлениям возрастёт на 46%, 20% и 40% соответственно, и уже к 2020 Китай будет нуждаться в 56% импорта нефти и в 40% импорта природного газа. Поэтому, энергетический вопрос стал одним из наиболее главных вопросов в национальной экономике Китая. В настоящее время 60% импорта нефти в Китай приходится на страны ближнего востока, более того, большая часть нефтехимической промышленности поставляется из стран того же ближнего востока, что в будущем может завести Китай в капкан зависимости от этих стран. В условиях ожесточённой международной политической и экономической гонки, Китайское правительство понимает, что не сможет так просто получить достаточное количество нефти, участвуя в строго ограниченном рынке энергоресурсов, диверсификация импорта энергетических ресурсов является неизбежным выбором Китая, необходимо наращивать усилия направленные на сближение с Российской дипломатией. Российско-Китайский энергетический обмен, отражает суровую реальность международной политической и экономической конкуренции.
Центрально-Азиатский регион для обоих государств имеет важное значение, данный регион становится не менее сложным, чем регион Ближнего Востока, здесь, ввиду интереса к нефти, природному газу и другим природным ресурсам, столкнулись такие государства, как: США, Европа, Россия, Китай и Япония. И именно поэтому совместная геополитика есть твёрдая основа взаимодоверия двух государств, отношения стратегического сотрудничества и партнёрства России и Китая, прежде всего, заключаются в глубоком сотрудничестве в области безопасности, подкреплённом взаимным доверием. Что, фактически, ведёт к созданию среды мирного и безопасного приграничного сосуществования.
В современных международных отношениях, экономические факторы играют всё более важную роль. Углубление и расширение торговли способствует взаимозависимости двух стран. Таким образом, уже давно научились разрешать конфликты, используя сотрудничество, а не меры насилия.
В 1996 г., выдвинуто предложение об увеличении объёмов торговли до 20 млрд. долл. к 2000му году, но фактически к этому году - оборот между двумя странами достиг уровня 8 млрд. долл.. Только в 2001 г. начался относительный рост, к 2008 г. он достиг уже отметки в 55,9 млрд. долл. (однако в 2009 г. упал до 16,2 млрд. долл.). В настоящее время доля России на китайском рынке экспорта и импорта товаров занимает 8-9 позицию. И при этом уже начато энергетическое сотрудничество двух государств, развиваются партнерские отношения между местными органами власти в приграничных районах, местные органы управления получили возможность автономно развивать трансграничное сотрудничество. Развитие Российско-Китайского приграничного сотрудничества в будущем станет отличным примером и прекрасным гарантом дружественных отношений двух стран.
СССР первым признал новый Китай, первым установил дипломатические отношения, и подписал договоры о дружбе и сотрудничестве. Россия как правопреемник СССР, отбросив в сторону тень идеологической конфронтации и все, произошедшие в истории между двумя странами, военные конфликты, постепенно определила главные положения отношений стратегического сотрудничества и партнёрства. Вследствие чего, мирно и на равнозначной основе решило ряд пограничных и торговых противоречий, установила механизмы военного сотрудничества основанного на доверии, тем самым, став образцом подражания, для всего мира, что послужило успехом не только для народов двух стран, но и удачей для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, а, следовательно, и для всего мира. Основой для прочного и непрерывного развития экономических, социальных и культурных отношений России и Китая является в развитие рыночных отношений, систематизация, легализация, нормализация и демократизация данных отношений.
В 21 веке, Россия, под руководством президента Путина (а затем и Медведева), достигла стабильности в политической сфере (что немаловажный фактор в международных отношениях), стремительного развития экономики, восстановления и укрепление мощи государства, и уже поставила цель в ближайшие десятилетия стать одной из главных мировых держав, достигнуть 5е место по экономическому развитию. Китай всегда будет рассматривать Российское государство в качестве важного соседа, главного партнёра и одного из ведущих акторов международных сношений. Ввиду чего, планирует, с целью взаимного обогащения, углублять и расширять отношения стратегического сотрудничества и партнёрства.