Важность тайваньского вопроса в китайско-американских отношениях заключается в чувствительности и важности обеих сторон к тайваньской проблеме. С точки зрения правительства Китая, Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая, является составной частью суверенитета Китая и осуществление воссоединения Тайваня с родиной это священная миссия китайского правительства и народа Китая. С точки зрения правительства США, Тайвань считается непотопляемым авианосцем в США в западной части Тихого океана, является важным звеном в тихоокеанской цепочке сдерживания Китая, также является так называемым "союзником" США, и пользуется слабостью китайского правительства по тайваньскому вопросу.
Администрация Буша была вынуждена пойти на компромисс с реальностью, и, исходя из общих интересов китайско-американских отношений, они старались улучшить отношения с Китаем, усилить сотрудничество в области борьбы с терроризмом, ядерного нераспространения и других вопросов.
«Один метод в трех совместных коммюнике» (то есть "Закон об отношениях с Тайванем", и три совместных китайско-американских коммюнике) являются основными рамками Соединенных Штатов при осуществлении китайско-американских отношений и тайваньского вопроса, они будут конкретными действиями продолжать осуществлять двойную политику.
Три китайско-американских совместных коммюнике являются основой для развития китайско-американских отношений и основной политикой в решении тайваньского вопроса, а также это двусторонние совместные обязательства и соблюдения принципов. Однако в проведении конкретных операций, Соединенные Штаты приняли двойной подход, и не строго соблюдают три совместных коммюнике, особенно и наиболее серьезно это проявляется в области продажи оружия Тайваню.
Кроме трех китайско-американских совместных коммюнике, правительство Соединенных Штатов в одностороннем порядке сформулировал так называемый "Закон об отношениях с Тайванем". "Закон об отношениях с Тайванем", можно сказать, стал одним из основных препятствий на пути развития китайско-американских отношений. "Постепенная независимость Тайваня" может привести к неизбежному военному конфликту между двумя сторонами пролива, обе стороны не хотят видеть результаты, но нет никакой гарантии, что такие события не произойдут.
28 февраля 2002 года председатель правления Американского Института на Тайване Ричард во время визита в Китай президента Буша изложил пять пунктов о политике на Тайване. Во-первых, обращал особое внимание на основные принципы мира. Во-вторых, Соединенные Штаты будут продолжать придерживаться политики одного Китая. В-третьих, любое соглашение по тайваньскому вопросу должно быть приемлемо для народа Тайваня. В-четвертых, как решить тайваньский вопрос является проблемой для обеих сторон. В-пятых, Соединенные Штаты оказывают поддержку участия Тайваня в международных организациях, таких, как Всемирная организация здравоохранения, и вовсе не считают, что это не совпадает с политикой одного Китая.
Политика США в отношении Тайваня еще регулируется, хотя и не полностью отрывает рамки политики одного Китая, но и конкретные меры противоречат политике одного Китая и трех китайско-американских совместных коммюнике и оказывают серьезное воздействие на развитие китайско-американских отношений.
Урегулирование вопроса Тайваня между двумя сторонами мирным путем или с помощью силы, будет зависеть от того, будут ли тайваньские власти сами открыто заниматься вопросом независимости. Несмотря на то, что США и Китай не могут достичь консенсуса по тайваньскому вопросу, однако развитие международного положения и международных отношений приводят к тому, что обе стороны должны исходить из общей ситуации, общих "точек соприкосновения", стремится к еще более широким рамкам сотрудничества в целях поддержания долгосрочного развития китайско-американских отношений и региональной безопасности, для достижения наибольшей выгоды для обеих сторон. Таким образом, обе стороны должны понимать, что развитие китайско-американских отношений не должно водить за нос Тайвань, тайваньский вопрос не должен влиять на нормальное развитие китайско-американских отношений.
В будущем в области развития китайско-американских отношений, обе стороны будут продолжать свое сотрудничество в различных областях, но по тайваньскому вопросу будет трудно достичь прорыва, тайваньский вопрос является наибольшей переменной в развитии китайско-американских отношений. Возможность возникновения китайско-американского военного конфликта или тотальной конфронтации может появиться только по тайваньскому вопросу. Это тест мудрости лидеров обеих стран, им необходимо более осторожно относиться к осуществлению тайваньского вопроса.