Некоторые полагают, что созданная в 2001 году Шанхайская Организация Сотрудничества, это «Восточное НАТО». Но правительство неизменно подчеркивает, что ШОС не является закрытым военно-политическим блоком, организация создана на принципах укрепления стабильности и безопасности, открытости и прозрачности, стремления к неприсоединению, отказа от конфронтации и не притеснения других государств, укрепления взаимного доверия, взаимной выгоды и равенства.
В 2008 году продолжилось сбалансированное развитие отношений между Китаем и странами Центральной Азии. Двустороннее сотрудничество сторон в политической, экономической, культурной и других областях непрерывно и многосторонне развивается в рамках ШОС, по направлению, чем дальше, тем теснее. Несмотря на нестабильность международной обстановки, отношения между Китаем и странами Центральной Азии, в определенной степени, обладают рядом положительных факторов, не исключая возможные проблемы, и перспективы данных отношений благоприятные.
ШОС служит важной платформой для многостороннего сотрудничества Китая и стран Центральной Азии. В 2008 году Китай и страны Центральной Азии в связи с региональными угрозами и вызовами, для развития многостороннего торгово-экономического сотрудничества продолжили расширять прагматическое сотрудничество в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. 28 августа в столице Таджикистана - Душанбе с успехом прошло восьмое заседание Совета глав членов ШОС. На заседании главы государств подписали ряд важных документов о сотрудничестве, высказали единодушную позицию по вопросам создания региональной структуры безопасности, выразили общий интерес к вопросам глобальных финансов, продовольствия и энергии, к появлению новых негативных факторов в мировой экономике. Другая важная встреча Шанхайской Организации прошла 30 октября в столице Казахстана, государства-члены организации провели седьмое совещание премьер-министров. Китайский премьер Вэнь Цзябао и премьер-министры стран Центральной Азии обменялись мнениями о многостороннем торгово-экономическом сотрудничестве в рамках ШОС.
В рамках ШОС Китай беспрепятственно осуществляет сотрудничество со странами Центральной Азии. 25 июня выдал Таджикистану льготный кредит по проекту строительства дополнительных линий электропередач 220 кВ «Лолазор - Хатлон».
Говоря о перспективах двусторонних отношений со странами Центральной Азии, отметим, что 2008-2009 года являются относительно неспокойным периодом, поворотным пунктом в отношениях Китая со странами Центральной Азии, несущим как возможности, так и проблемы. В целом, возможности перевешивают проблемы, поскольку существует очень много положительных факторов для развития отношений между Китаем и центральноазиатскими странами.
С глобальной точки зрения, финансовые, энергетические и продовольственных кризисы, стихийные бедствия и другие проблемы мировой экономики способствовали увеличению появления негативных факторов, что осложнило международные отношения, внеся в них неопределенность и хаос. Сохранение независимости и развитие стало еще более сложной задачей для молодых стран Центральной Азии, заставив их столкнуться с внешним миром, особенно с крупными соседними странами, такими как Китай, чтобы укрепить связи, консультации и сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами.
С региональной точки зрения, ухудшение ситуации в Афганистане, тревожность в отношениях Индии и Пакистана, югоосетинский конфликт свидетельствуют о том, что потенциал угрозы безопасности в Центрально-Азиатском регионе не только не уменьшился, а наоборот укрепился. В результате чего Азиатские страны страдают от терроризма, религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и других нетрадиционных угроз безопасности, и стремятся расширить и укрепить сотрудничество в области безопасности с Китаем. Это поможет создать общий механизм безопасности в борьбе с нетрадиционными угрозами, что станет стимулом и сблизит сотрудничество во всех областях.
В целом, страны Центральной Азии становятся все более важным партнером Китая, и можно надеяться на хорошие перспективы участия Китая в процессе стабильности и развития во всем регионе, и в развитии двусторонних отношений. Потребности стран различны. Казахстан надеется, что Китай поддержит его в международных и региональных делах, включая региональные экономические интеграционные процессы, которые играют важную роль; надеется на тесное сотрудничество Китая и Казахстана в рациональном использовании трансграничных рек и водных ресурсов. Президент Узбекистана Ислам Каримов - что Китай будет поддерживать координационную группу по Афганистану, в рамках соглашения «6+3», на поддержку Узбекистана в урегулировании споров о воде; Кыргызстан и Таджикистан - что Китай намерен предоставлять больший объем инвестиций и помощи; Туркменистан - занять важное место среди стран экспортеров Китая. Китай во имя стабильного и успешного развития отношений должен учитывать интересы каждой из стран.