Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый организациями, преимущественно малыми, и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Налоговая нагрузка на плательщика при этом спецрежиме по сравнению с общеустановленной системой значительно меньше. Ведь суть упрощенной системы состоит в том, что организации и предприниматели вместо ряда налогов, установленных российским законодательством, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.
Введение в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности позволило отчасти решить проблему существования значительной доли в экономике теневого оборота капиталов. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где в соответствии с условиями хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет предприятиям «уходить» от уплаты налогов. В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных платных услуг населению.
Современный этап разработки концепции правового регулирования субъектов малого предпринимательства свидетельствует о следующих подходах к исследованию правового статуса субъектов малого бизнеса. В зависимости от организационно-правовой формы субъекты малого предпринимательства подразделяются на две группы: первая группа - субъекты малого бизнеса - юридические лица; вторая группа - индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель, занимающийся малым бизнесом, - это субъект, относящийся к категории специфичной организационно-правовой формы малого предпринимательства. Малое предпринимательство - это не только существующая и массовая субъективная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка.
Принципиальным для нашей страны является то, что все основные вопросы экономической, в том числе предпринимательской деятельности регулируются путем принятия федеральных законов, что прямо закреплено в ст. 71. Конституции Российской Федерации и направлено на обеспечение политической и экономической безопасности. Это значит, что общие вопросы, касающиеся правового положения субъектов малого предпринимательства и осуществляемой ими деятельности, могут регулироваться только на федеральном уровне (например, их государственная регистрация, организационно-правовая форма, установление стандартов и безопасности для их деятельности).
Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства применяются в России, широко распространены во многих зарубежных странах. Мировой опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей необходимо использовать специальные методы регулирования экономики для указанных субъектов предпринимательской деятельности, которые позволяют при правильном их применении в короткие сроки добиться положительных результатов.