Единственным и естественным регулятором в отсутствии правового ограничения в таких случаях выступает СИЛА. Вот только это уже не сила закона, обеспеченная угрозой государственного принуждения, и причинения негативных последствий во имя общественных интересов и общественной безопасности, а сила оружия, денег, связей, знакомств, хитрости, подлости и далеко не в последнюю очередь обычная физическая сила.
Например такая ситуация существовала в России в начале 90-х, когда слабая система правоприменения, общая сумятица и множество законодательных пробелов, привели к тому что все вопросы «решались по понятиям» братками в кожаных куртках, «работающими» на братков в малиновых пиджаках. Подобные ребята решали практически любые вопросы, от возвращения долгов, или угнанного автомобиля, до обеспечения безопасности бизнеса, личности и имущества. Естественно такая ситуация не может быть признана приемлемой в современном правовом (каковым согласно ст. 1 Конституции является РФ) государстве.
Как было сказано выше, тенденция правового нигилизма наблюдается повсеместно и имеет множество проявлений вовне. Это в первую очередь все виды коррупции, из которых особо выделим рынок непотизма, и повсеместное нарушение процессуальных норм, что касается нарушения внутренних положений регулирующих какой либо отдельный вид деятельности, например, медицина, тут вообще говорить не приходиться. Так вот, в связи с большой распространенностью и разнообразностью подобных нарушений, (являющихся прямым следствием правового нигилизма) различен и субъект нарушений, так сказать носитель тенденции. Не так страшно, если это физические или даже юридические лица, противостоять распространению тенденции и реализации нарушений можно усилением правовой подготовки населения, активизацией деятельности органов внутренних дел, ужесточением ответственности. Гораздо хуже, когда субъектом правового нигилизма выступают органы муниципальной или государственной власти. В этом случае подрываются сами устои государственного управления, наносится непоправимый вред общественной нравственности.
Как установление и применение ответственности в уголовном праве реализует функцию общей превенции, устанавливает и распространяет в обществе идею справедливости, неотвратимости наказания, и, следовательно, служит распространению законопослушных моральных установок, таким же образом противоправное и циничное поведение органов государственной и муниципальной власти в целом, или конкретных должностных лиц в отдельности, от лица такого органа, разрушает такие моральные установки, формирует впечатление вседозволенности, двойных стандартов и декларативности законодательных норм. Создает ощущение беспомощности, бесполезности правовых норм - т.е. напрямую способствует дальнейшему распространению правового нигилизма в обществе.
В связи со всем вышеизложенным в первую очередь необходимо принять меры по борьбе с проявлениями правового нигилизма в органах государственной и муниципальной власти. Огромное значение в этом отношении имеет активизированная в последнее время борьба с коррупцией. Кроме того, необходимо создание для всех должностных лиц однозначных и четких инструкций, доступных для всеобщего обозрения, и действенных органов контроля за их соблюдением, а так же работой с обращениями граждан, в каждом ведомстве.
Проведение курсов должностной этики.
Организации различных семинаров, дискуссий, социальной рекламы с целью повышения уровня правосознания граждан.
Желательно так же повышение оплаты труда, как средство повышения ответственности государственных и муниципальных служащих.