Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей.
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
На мой взгляд, сейчас можно выделить такие проблемы, как:
Целью данной работы является выявление проблем, связанных с реализацией законов, касающихся защиты прав потребителей, а также возможных путей их решения.
Рассматривая данную тему можно сделать вывод о неграмотности населения в сфере защиты своих прав. Нужно больше освещать эти проблемы в СМИ и разъяснять права потребителям. Необходимо, чтобы покупатель получал достоверную информацию о качестве товара.
Предотвратить большую часть конфликтов, и грамотно построить работу с покупателями, можно только создав целостную систему. Системный подход всегда дает лучший результат, чем решение отдельных проблемных вопросов.
Правильная позиция - это предотвращение возможных конфликтов за счет продуманной системы взаимодействия с потребителями по всем ключевым моментам взаимоотношений. Для создания таковой можно использовать отечественные наработки в области сервиса в розничной торговле.
И все же главное не в том, чтобы усиленно заботиться о создании и функционировании такой системы, а в том, чтобы помнить о ценности клиента, необходимости уважения к нему и реализовывать эти идеи постоянно в ходе ежедневного общения с покупателями и решения их проблем.
Также защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах. Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
В ходе работы, мною выделены следующие методы и задачи направленные на устранения проблем в сфере защиты прав потребителей: повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.); стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров; проведение независимых потребительских экспертиз; поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Традиционно российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства осуществляли защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При рассмотрении же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы неопределенного круга лиц (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).
Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важное значения для развития всей системы РФ.