К сожалению, в подавляющем большинстве случаев антинаркотическая работа ведется по старой схеме, которая явно изжила себя и на данном этапе развития общества является не только малоэффективной, но и имеющей огромный процент обратного действия.
По этой схеме на ребенка обрушивают шквал информации о наркотиках с явным негативным оттенком, в результате чего, по задумке идеологов, ребенок должен быть прекрасно осведомлен о наркотиках но «уметь сказать нет».
Но вот у меня в связи с этим возникает ряд вопросов: а что если он после всего шквала информации не захочет говорить нет, а если у него такая жизненная ситуация (трудности реальные или воображаемые, но воспринимаемые как реальные) что он захочет сказать да?
Работа по такой схеме ставит ребенка перед постоянным выбором да или нет, да или нет, да или нет. Велика вероятность что, постоянно осуществляя в сознании выбор, он рано или поздно придет к мысли: «Я всегда говорил нет, и лучше не становилось, а попробую я сказать да».
Кроме того, таким образом ребенок может прийти к мысли : «Я умею говорить нет. Значит, сегодня я могу сказать да, а завтра скажу свое натренированное нет, и ничего страшного со мной не случится. Я ведь умею сказать нет».
Еще меня удивляет подход когда ребенку говорят: «Когда принимаешь наркотики тебе хорошо но это плохо». «Что ж плохого если мне хорошо?» - задается вопросом ребенок, и какая самая расхожая и по-видимому самая страшная фраза? Наркотики вызывают привыкание...
Привыкание это процесс адаптации организма. Это когда было трудно, а потом привык, и стало легко. Так при закаливании привыкают к холоду, при физических тренировках к нагрузкам. Привыкание это когда становится лучше. И этим они пытаются запугивать детей. Уж на крайний случай зависимость, но не привыкание.
Да и не понятно привыкание к чему? К тому, что тебе хорошо?
И, кроме того, привыкание это слово обозначает процесс. Постепенный и, по-видимому, долгий. Согласитесь, как-то не очень запугивает.
Я не специалист-психолог, а всего лишь юрист, но даже мне понятно, что так работать нельзя. Нельзя постоянно долдонить ребенку, если тебе предложат наркотики нельзя, нельзя, нельзя, НЕЛЬЗЯ! Постоянный запрет создает иллюзию желания. Запретный плод сладок.
Антинаркотическая работа ведется и это конечно хорошо, но вот еще бы хотелась, чтоб работа эта велась правильно и не давала обратного эффекта. А то ведь получатся: « ... теперь пойди, найди наркомана и скажи ему нет».
На мой взгляд, нужно не набивать молодежи оскомину этакой антинаркотической работой, а нужно отвлекать ее на полезное время препровождение, такое как спорт занятия, музыкой рисованием и т.п.
Антинаркотическая работа на самом деле ведется довольно активно, во всяком случае, в Ростовской области - повсюду листовки, ходят по школам, проводятся конференции, кстати, на одной из таких конференций был показан видео ролик. Люди гордились тем, что своими силами сделали тематический видео ролик (на самом деле это была презентация подборки фотографий, наложенная на музыку). Так вот, этот ролик состоял из шприцов жгутов, наркоманов, фотографий наркотиков и прочего. И у меня вызвал неприятные ощущения. После просмотра одна девушка сказала: «Лично я увидела историю, как группа молодых людей весело отрывается на дискотеке, разбавленную кадрами то с горой таблеток, то с кучей какой-то тертой травы». Она тысячу раз права. Какой эффект вызовет данный ролик в подсознании посмотревших его детей, предсказать трудно, но я думаю, вполне возможен эффект обратный желаемому.
Кому-то может показаться ну что за ерунда, какая разница, что они там говорят, смысл же понятен - наркотики потреблять плохо. Но представьте себе что на самом деле такая работа имеет обратный эффект т.е. люди получившие возможность попробовать наркотики сделают это сознательно именно благодаря антинаркотической работе проведенной с ними и представьте себе масштаб такой работы в пределах страны... Ничего себе работенка получается да?
Вывод один - либо пусть такой работой занимаются профессионалы, либо пусть они (профессионалы) напишут программу и методику ведения такой работы всеми желающими.