Осуществляя правосудие в форме процессуальной деятельности, судебная власть призвана осуществлять и судебный контроль, что вытекает из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Осуществляя правосудие, судебная власть нуждается в государственной защите от неправомерного вмешательства в исполнение ею своих функций. Судебная власть как объект уголовно-правовой охраны является самостоятельной проблемой, нуждающейся и в самостоятельном ее исследовании.
Необходимо в связи с этим приведение действующего уголовного законодательства в соответствие с положениями главы 7 Конституции Российской Федерации, а также выделения на этой основе видового объекта преступлений в сфере нормального функционирования и авторитета судебной власти при отправлении правосудия и в ходе рассмотрения дел и материалов в суде.
Исходя из данной концепции, в представляемой работе впервые в теории уголовного права с позиций комплексного подхода сформулировано понятие преступлений против судебной власти в сфере осуществления правосудия, проведен уголовно-правовой анализ и дана их классификация.
Выделяя судебную власть в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, следует отметить, что в теории уголовного права отсутствует единство мнений относительно родового объекта преступлений, включенных в главу 31 УК РФ.
Выделяя видовые объекты преступлений, закрепленных в главе 31 УК РФ, целесообразно выделить три их группы: 1) преступления, посягающие на нормальное функционирование и авторитет судебной власти при отправлении правосудия и рассмотрения дел и материалов; 2) преступления, посягающие на процессуальную деятельность органов предварительного следствия и дознания, которая призвана способствовать осуществлению правосудия; 3) преступления, посягающие на нормальное функционирование государственных органов, должностных лиц, учреждений, организаций, а также граждан, призванных исполнять приговоры и иные судебные акты.
Преступлениями против судебной власти следует признавать общественно-опасные деяния, посягающие на установленный законом порядок отправления правосудия и рассмотрение дел и материалов, в ходе судебного разбирательства, а также ее авторитет.
К числу данных преступлений УК РФ относит деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 3 ст. 294, ст. ст. 295, 296, 297, ч.1 и ч. 3 ст. 298, ч. 2 ст. 301, ч. 1 ст. 303, ст. 305, ст. 307, ст. ст. 308, 309, 311, ч. 1 ст. 312.
Исходя из предлагаемого нами изменения названия главы 31 УК РФ «Преступления против судебной власти и процессуальной деятельности органов предварительного расследования и органов, призванных исполнять приговоры и иные судебные акты», руководствуясь критериями видового объекта и субъекта, мы полагаем, что следует выделить следующие группы преступлений против судебной власти:
1) преступления против судебной власти, совершаемые в отношении лиц, участвующих в отправлении правосудия;
2) преступления против судебной власти, совершаемые в отношении лиц, участвующих в судебном разбирательстве;
3) преступления против судебной власти, совершаемые лицами, участвующими в отправлении правосудия;
4) преступления против судебной власти, совершаемые лицами, участвующими в судебном разбирательстве.
Значимость проведенного исследования связана с комплексным исследованием крупной социально-правовой проблемы, научными выводами и вносимыми предложениями. Оно систематизирует уже имеющиеся знания о предмете исследования, значительно углубляет и расширяет их, обозначая проблемы, и развивает направления для дальнейших теоретических разработок в области уголовно-правовой охраны нормального функционирования и авторитета судебной власти.