Правовым институтом способным обеспечить контроль за деятельностью должностных лиц и органов власти является институт императивного мандата. Он заключается в возможности отзыва должностного лица и голосования о досрочном прекращении полномочий коллегиального выборного органа власти и является одним из способов реализации принципа ответственности представителя народа перед своими избирателями.
По сути, институт отзыва и институт голосования о досрочном прекращении полномочий коллегиального органа взаимосвязаны. И в том и в другом случае мы имеем дело с ответственностью народных избранников перед своими избирателями. Досрочный роспуск коллегиального выборного органа по результатам голосования граждан можно образно назвать коллективным отзывом в отличие от индивидуального отзыва выборного должностного лица.
Институт отзыва известен уже довольно законодательства давно, но в новейшее время пионерами внедрения выступили кантоны Швейцарии. Так, к концу XIX в. право отзыва выборных должностных лиц было закреплено в конституциях четырех, а роспуска кантональных парламентов в пяти кантонов Швейцарии.
В начале XX столетия к кантонам Швейцарии, признававшим право отзыва должностных лиц, присоединились и некоторые штаты США. Так, штат Орегон первым в 1906 г. включил право отзыва выборных лиц в свою Конституцию 1887 г. В настоящее время во многих штатах США законодательно предусмотрена возможность отзыва выборных должностных лиц. Отозваны могут быть должностные лица уровня штата, в том числе и судьи, или местного самоуправления. Например, в штате Нью-Мексико основанием для начала процедуры отзыва должностного лица уровня графства служит совершение должностного преступления, злоупотребления властью или нарушение данной им присяги.
Досрочное прекращение полномочий в результате народного голосования допускается также в настоящее время в десяти кантонах Швейцарии и шести землях Германии, а так же Японии, Перу, Вьетнаме, Китае, на Кубе.
Конституция Австрии (Федеральный конституционный закон) 1920 г. в редакции 1929 г. предусматривает возможность отзыва федерального президента народным голосованием. Однако решение о проведении такого голосования должно быть принято Федеральным собранием (т. е. на совместном заседании обеих палат парламента), если с инициативой выступит Национальный совет (нижняя палата парламента), причем за это проголосует 2/3 % присутствующих на заседании Национального совета при кворуме не менее половины депутатов. Правда, если в США и Японии процедура отзыва время от времени применяется, то в Австрии институт досрочного прекращения полномочий федерального президента на основе народного голосования ни разу не претворялся в жизнь. Исторически отзыв президента был предусмотрен и Веймарской Конституцией Германии 1919 г., но к нему также не прибегали.
Хотя в 1990-х гг. география распространения права отзыва выборных должностных лиц несколько сузилась в Европе, поскольку от закрепления этого права отказались в ряде стран Восточной Европы, однако в то же время некоторым образом расширилась за счет других континентов.