«...Различные нации имеют различные представления о вещах, различные критерии, различные понятия о справедливом и несправедливом, различные воззрения на нравственное и безнравственное, различные представления о приличном и неприличном, о красивом и некрасивом, различные религии и науки» (Отто Бауэр. Национальный вопрос и социал-демократия).
«Своеобразие условий жизни каждого народа, специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определенный оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т.е. то, что дает ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов» (И. Джандильдин. Коммунизм и развитие национальных отношений).
Группе мальчиков - итальянцев и евреев - был задан вопрос: какого рода профессиональные занятия планируют для них родители? Хотя в обеих группах цели были достаточно высокими, итальянские мальчики знали, что их родители будут удовлетворены и в том случае, если их дети не достигнут этих целей. Напротив, еврейские мальчики находились под впечатлением того, что их родители будут горько разочарованы, если поставленные цели не будут достигнуты, поэтому большинство еврейских мальчиков чувствовали себя обязанными преуспеть. Там, где индивидуальные способности ребенка не соответствуют этим притязаниям, психологическое давление рождает напряженность и возможно - невротизм, зато в других случаях оно, несомненно, способствует успеху.
Адыгейцы: отличаются терпеливостью в достижении поставленных целей.
Азербайджанцы: очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.
Англичане: «Когда человек упорно преследует в жизни какую-нибудь цель, то он бывает не особенно разборчив на средства. Никто так не добивается удачи в деле, как это делают англичане» (Фридрих Ницше. Афоризмы и стрелы // Помрачение кумиров).
Армяне: болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей.
Белорусы: стремятся добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваются поставленных целей.
Испанцы: не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес.
Казахи: настойчивы в достижении целей.
Калмыки: трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей.
Кубинцы: «Да, выполнять намеченное необходимо, но вовсе не любой ценой, и уж, во всяком случае, не ценой здоровья и нормальных человеческих отношений» - говорят кубинцы.
Немцы: «Ни один народ не осуществляет столь тщательно подготовку и планирование, как немцы, но в равной степени никакой другой народ не оказывается столь растерянным, когда его планы проваливаются» (Уинстон Черчилль).
По умению планировать свои будущие действия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей. Им присуща холодная рассудительность и выдержка в достижении поставленных целей, а также способность переносить связанные с этим трудности и лишения (Этнопсихологический словарь).
Русские: нежелание доводить начатое дело до конца.
Таджики: упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым делом.
Французы: склад ума французов испытывает влияние их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя своей природной гибкости, французский ум судит слишком быстро - заниматься проверкой ему утомительно.
Эстонцы: не любят торопиться, исключительно упорны и целенаправленны в достижении поставленных целей (Этнопсихологический словарь).
Литература
1. Нежурина-Кузничная Н.Ю. Популярная этнопсихология / Н.Ю. Нежурина - Кузничная. - Мн.: Харвест, 2004. - 384 с.