Студент как субъект образовательного целеполагания - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Студент как субъект образовательного целеполагания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ори­ентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей (Хуторской А.В.) [4].

Успешность формирования про­фессионально-психологической готовности у студен­тов и ее компонентов за­висит, прежде всего, от внутреннего принятия студентами целей буду­щей про­фессии, отношения к ней. Исследования по­казывают, что если студенты глу­боко осоз­нали цель учебно-воспитательного процесса в вузе, внутренне при­няли цели и задачи из­бранной профессии, то они успешно формируются как бу­дущие специалисты. Соответст­венно, в учебно-вос­питательной работе важно до­биться: у одних студентов - перерастания уз­ких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального зна­чения, у других - развития уме­ний конкретизировать общественные цели, доби­ваться осознания и пере­осмысле­ния узколичных целей и мотивов [1, с. 292]. 

О. Ильченко выделила четыре категории психологических типов уча­щихся (со свой­ственными им особенностями целеполагания): 1) преобразователи (новаторы) - устанавли­вают для себя персональные кратко- и долгосрочные цели, которые находятся на более вы­соком уровне, чем цели, установленные другими людьми; прилагают максимальные усилия для достижения личных целей, а также созда­ния новых знаний; 2) исполнители - устанав­ливают для себя краткосрочные, ориентированные на выполнение поставленных задач цели, которые соответст­вуют средним стандартам. В зависимости от ситуации минимизируют усилия. Прилагают усилия, чтобы получить и использовать релевантные знания; 3) конфор­мисты - пробуют достигнуть простых, ориентированных на выполне­ние задач, назначенных другими людьми целей, стараются удовлетворить предъявленные к ним требования; макси­мизируют усилия в поддерживающих средах с безопасными условиями. Готовы прилагать усилия к воспроизводству знаний, чтобы соответствовать внешним требованиям; 4) сопро­тивленцы - стремятся к более низким стандартам, академическим целям более низкого уровня или же вообще не стремятся ни к каким достижениям; максимизируют или миними­зируют усилия, чтобы сопротивляться достижению назначенных целей. Хронически избе­гают учебы (безразличны, фрустрированны, «непо­слушны») [2, c. 118].

Уровни сформированности целеполагания учащихся представлены в таблице [3, с.192].

Литература

1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дья­ченко, Л.А. Кандыбо­вич. - Мн.: Тесей, 2003. - 352 с.

2. Ильченко, О. Условия персонифицированного обучения в ин­формаци­онной среде / О. Ильченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 116-121.

3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педаго­гическое общество России, 2000. - 224 с.

4. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполага­ния. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm
Просмотров работы: 12