Успешность формирования профессионально-психологической готовности у студентов и ее компонентов зависит, прежде всего, от внутреннего принятия студентами целей будущей профессии, отношения к ней. Исследования показывают, что если студенты глубоко осознали цель учебно-воспитательного процесса в вузе, внутренне приняли цели и задачи избранной профессии, то они успешно формируются как будущие специалисты. Соответственно, в учебно-воспитательной работе важно добиться: у одних студентов - перерастания узких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального значения, у других - развития умений конкретизировать общественные цели, добиваться осознания и переосмысления узколичных целей и мотивов [1, с. 292].
О. Ильченко выделила четыре категории психологических типов учащихся (со свойственными им особенностями целеполагания): 1) преобразователи (новаторы) - устанавливают для себя персональные кратко- и долгосрочные цели, которые находятся на более высоком уровне, чем цели, установленные другими людьми; прилагают максимальные усилия для достижения личных целей, а также создания новых знаний; 2) исполнители - устанавливают для себя краткосрочные, ориентированные на выполнение поставленных задач цели, которые соответствуют средним стандартам. В зависимости от ситуации минимизируют усилия. Прилагают усилия, чтобы получить и использовать релевантные знания; 3) конформисты - пробуют достигнуть простых, ориентированных на выполнение задач, назначенных другими людьми целей, стараются удовлетворить предъявленные к ним требования; максимизируют усилия в поддерживающих средах с безопасными условиями. Готовы прилагать усилия к воспроизводству знаний, чтобы соответствовать внешним требованиям; 4) сопротивленцы - стремятся к более низким стандартам, академическим целям более низкого уровня или же вообще не стремятся ни к каким достижениям; максимизируют или минимизируют усилия, чтобы сопротивляться достижению назначенных целей. Хронически избегают учебы (безразличны, фрустрированны, «непослушны») [2, c. 118].
Уровни сформированности целеполагания учащихся представлены в таблице [3, с.192].
Литература
1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Тесей, 2003. - 352 с.
2. Ильченко, О. Условия персонифицированного обучения в информационной среде / О. Ильченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 116-121.
3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
4. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm