Философами Милетской школы был поставлен вопрос: «Из чего все?». Именно они положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, выдвинул идею субстанции, усмотрев начало всего во влаге; впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов; высказал мысль о единстве мироздания; стоял на точке зрения гилозоизма (всей материи присуще свойство живого); полагал, что душа разлита во всем сущем, что бог есть разум. Анаксимандру принадлежит идея бесконечности миров; под первоосновой сущего понимал апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию). Анаксимен под первоначалом мыслил воздух.
На вопрос «Из чего все?» Пифагор отвечал: «Все есть число». Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагору принадлежат идеи о бессмертности души и перевоплощении душ.
Все существующее, по Гераклиту Эфесскому, постоянно переходит из одного состояния в другое. Его гениальные мысли: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и др. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Огонь и Логос «эквивалентны». Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность.
В отличие от Гераклита, подчеркнувшего неустойчивость бытия, философы элейской школы (Ксенофан, Парменид и Зенон) выдвинули идею устойчивости, сохранения вещей. Ксенофан - основоположник скептицизма (ничего нельзя знать достоверно!), впервые осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Парменид провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств; разграничил истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях; философию разделил на философию истины и философию мнения; центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; только бытие есть, небытия нет; мыслимо только сущее; мысль без бытия - ничто; идея о предметной отнесенности мысли; духовный мир человека обусловлен положением человека и уровнем его телесной организации. Зенон Элейский изобрел диалектику; развивал логику как диалектику; апории Зенона («Ахиллес», «Стрела» и др.) связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении и пространстве-времени. В своих размышлениях элеаты поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движения.
Эмпедокл трактовал воздух как особую субстанцию; выдвинул гипотезу эволюции растений и животных; дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.; развил идею элемента как вещества, которое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизменные и только меняющиеся состояния движения и механические деления (проложил путь к атомистике); в качестве первоначал сущего признавал четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду; у него впервые сила и вещество обособляются и мыслятся как самостоятельные мировые потенции; все изменения в мире подчинены не цели, а случайности и необходимости; разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума; в мышлении есть лишь доля правды; выдвинул принцип истинного познания: «Подобное познается подобным».
Анаксагор - первый ученый-профессионал, целиком посвятивший себя науке, находился под влиянием принципа всеобщей текучести сущего. Все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами или гомеомериями. «Все есть многое», но масса стихий сама по себе хаотическая. Элементы сочетает Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Цель движения - «исполнять все благое, заключенное в душе». Впервые отделил невещественное начало мысли (Ума), от материи и ввел понятие универсального начала.
В заключение следует отметить, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния.
Литература
1. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2003. - 736 с.