Некоторые идеи Античной философии - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Некоторые идеи Античной философии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Античная философия охватывает период свыше тысячи лет - с конца VΙΙ в. до н.э. до VΙ в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная фило­софия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и поучительное. Обра­тимся к некоторым идеям этого важного периода в истории философской мысли.

Философами Милетской школы был поставлен вопрос: «Из чего все?». Именно они по­ложили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстан­ции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, выдвинул идею суб­станции, усмотрев начало всего во влаге; впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов; высказал мысль о единстве мироздания; стоял на точке зрения гилозо­изма (всей материи присуще свойство живого); полагал, что душа разлита во всем су­щем, что бог есть разум. Анаксимандру принадлежит идея бесконечности миров; под первоосно­вой сущего понимал апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию). Анак­симен под первоначалом мыслил воздух.

На вопрос «Из чего все?» Пифагор отвечал: «Все есть число». Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагору принадлежат идеи о бессмертности души и перевоплощении душ.

Все существующее, по Гераклиту Эфесскому, постоянно переходит из одного состоя­ния в другое. Его гениальные мысли: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти два­жды» и др. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противо­положностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Огонь и Логос «эквивалентны». Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, законо­мерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность.

В отличие от Гераклита, подчеркнувшего неустойчивость бытия, философы элейской школы (Ксенофан, Парменид и Зенон) выдвинули идею устойчивости, сохранения вещей. Ксенофан - основоположник скептицизма (ничего нельзя знать достоверно!), впервые осуще­ствил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мне­нию» и «знания по истине». Парменид провозгласил главенствующую роль разума в позна­нии и подсобную роль чувств; разграничил истину, основанную на рациональном позна­нии, и мнение, основанное на чувственных восприятиях; философию разделил на филосо­фию истины и философию мнения; центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяюще­гося бытия; только бытие есть, небытия нет; мыслимо только сущее; мысль без бытия - ни­что; идея о предметной отнесенности мысли; духовный мир человека обусловлен положе­нием человека и уровнем его телесной организации. Зенон Элейский изобрел диалектику; развивал логику как диалектику; апории Зенона («Ахиллес», «Стрела» и др.) связаны с диалек­тикой дробного и непрерывного в движении и пространстве-времени. В своих размыш­лениях элеаты поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движе­ния.

Эмпедокл трактовал воздух как особую субстанцию; выдвинул гипотезу эволюции рас­тений и животных; дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.; раз­вил идею элемента как вещества, которое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизменные и только меняющиеся состояния движения и механические деления (проложил путь к атомистике); в качестве первоначал сущего признавал четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду; у него впервые сила и вещество обособляются и мыслятся как самостоятель­ные мировые потенции; все изменения в мире подчинены не цели, а случайности и необходи­мости; разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума; в мышлении есть лишь доля правды; выдвинул принцип истин­ного познания: «Подобное познается подобным».

Анаксагор - первый ученый-профессионал, целиком посвятивший себя науке, нахо­дился под влиянием принципа всеобщей текучести сущего. Все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпе­вает отделение, именуется семенами или гомеомериями. «Все есть многое», но масса стихий сама по себе хаотическая. Элементы сочетает Разум (Нус) - сила, движущая Все­ленной. Цель движения - «исполнять все благое, заключенное в душе». Впервые отделил невещественное начало мысли (Ума), от материи и ввел понятие универсального начала.

В заключение следует отметить, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния.

Литература

1. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

Просмотров работы: 595