Гегель, однако, отмечает, что нет смысла заострять внимание на различии между мудрецом и философом. Философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости. Мудрецу хочется все больше и больше мудрости, как себе, так и другим [2, с.22].
«Философ», исходя из трактовки понятий «sofia» как «мастерства, творчества, способности воплощать определенный замысел, идею в действительность по законам красоты» и «philia» как «причастности человека к совершенству мира через жизненное воплощение идеи и идеальное преображение жизни», - не просто «любитель мудрости», как это чаще всего формального переводится, но Мастер, стремящийся преобразовать свою собственную жизнь и окружающий его мир по законам Красоты, Добра, Истины [2, с.21].
Философ - это такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел - это еще не весь мир, что есть другая жизнь, истинная, настоящая. Мы только иногда «впадаем» в нее - когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этой жизни мы поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не предопределено и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы волнуемся, помним, любим и живем вечно [4, с.13].
По природной склонности к философствованию практически каждый может считать себя философом. Однако, по своему сознанию и образу жизни, философами становятся немногие. В чем причина этого? Какие качества необходимы для того, чтобы стать философом?
Платон, в частности, считал, что философами не становятся, а рождаются. Только философы, от рождения наделенные мудрой душой, могут познать вечные и абсолютные истины. Стало быть, одного любомудрия для того, чтобы быть философом, недостаточно [3].
Философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит лицом к лицу с знанием о незнании» [1, с.123], следовательно, ему необходимы такие качества, как: 1) страстное влечение к познанию вечно сущего и не изменяемого возникновением и уничтожением бытия; 2) правдивость; 3) решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней; 4) любовь к истине; 5) преданность мудрости; 6) возвышенные помыслы; 7) бескорыстность; 8) скромность; 9) способность охватывать мысленным взором целокупность времени и бытия; 10) кротость; 11) справедливость; 12) любезность; 13) восприимчивость к идее всего сущего; 14) соразмерность и прирожденная тонкость ума; 15) природная склонность к наукам, подводящим к знанию умопостигаемого; 16) спокойствие в смысле страстей и душевных волнений (не гнаться за удовольствиями); 17) независимость суждений (мелочные соображения более всего вредят душе будущего созерцателя божества и человека); 18) добросовестность в деле мышления и познания; 19) склонность к постоянному сомнению (философский ум не может удовлетвориться хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенностью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответившую на все запросы мышления); 20) установка на борьбу со своими, унижающими дух, слабостями; 21) склонность к саморазвитию. Философ должен постоянно работать над собой: а) придать своему характеру философскую огранку, б) овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения, в) очистить ум и душу, г) обуздать аффекты, д) избавить сознание от «идолов» воображения, ложных мнений, предрассудков, иллюзий; е) развивать собственные миропонимание и мироощущение. Только когда философ правдолюбив, независим и сдержан, ему пойдут впрок способности и память (И.А. Ильин, Платон, Альбин, В.С. Соловьев, Бэкон).
Литература
1. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.
2. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
3. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - 512 с.
4. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.