Кто такой философ? - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Кто такой философ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно первой версии, слово «философ» впервые объяснил Пифагор (2-я пол. VΙ в. - нач. V в. до н.э.), утверждая, что любомудром (философом) может быть назван тот, кто стре­мится к нраву и образу жизни мудрого существа [2, с.22]. Он считал, что главным делом философа является поиск истины. В платоновском диалоге «Пир» доказывается, что мудрец не является фило­софом, ибо тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Философ же - это чело­век, занимаю­щий промежуточ­ное положение между мудрецом и невеждой. Разделял это мне­ние и древнегреческий философ Гераклит, впервые употребивший слово «философ», со­гласно второй версии. Известен фраг­мент из сочинения христианского писателя ΙΙΙ в. Кли­мента Александрийского «Строматы»: «Ибо очень много должны знать любомудрые мужи (философы), по Гераклиту». Гераклит говорил о мудрости, бытийствующей в Логосе (Слове), и о возможности человеческого ра­зума подражать Логосу, стремиться жить в соответствии с ним [2, с.23]. Софисты же придержи­вались другого мнения: главная задача философа - нау­чить своих учеников мудро­сти [3, с.7].

Гегель, однако, отмечает, что нет смысла заострять внимание на различии между мудре­цом и философом. Философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости. Мудрецу хочется все больше и больше мудрости, как себе, так и другим [2, с.22].

«Философ», исходя из трактовки понятий «sofia» как «мастерства, творчества, способ­ности воплощать определенный замысел, идею в действительность по законам кра­соты» и «philia» как «причастности человека к совершенству мира через жизненное воплоще­ние идеи и идеальное преображение жизни», - не просто «любитель мудрости», как это чаще всего формального переводится, но Мастер, стремящийся преобразовать свою собственную жизнь и окружающий его мир по законам Красоты, Добра, Истины [2, с.21].

Философ - это такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел - это еще не весь мир, что есть другая жизнь, истинная, настоящая. Мы только иногда «впа­даем» в нее - когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этой жизни мы поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не предопределено и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы волнуемся, помним, любим и живем вечно [4, с.13].

По природной склонности к философствованию практически каждый может считать себя философом. Однако, по своему сознанию и образу жизни, философами становятся немно­гие. В чем причина этого? Какие качества необходимы для того, чтобы стать филосо­фом?

Платон, в частности, считал, что философами не становятся, а рождаются. Только философы, от рож­дения наделенные мудрой душой, могут по­знать вечные и абсолютные истины. Стало быть, одного любомудрия для того, чтобы быть философом, недос­таточно [3].

Философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит ли­цом к лицу с знанием о не­знании» [1, с.123], следовательно, ему необходимы такие каче­ства, как: 1) страстное влечение к познанию вечно сущего и не изменяемого возникновением и уничтожением бытия; 2) правдивость; 3) решительное непри­ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней; 4) любовь к истине; 5) преданность мудро­сти; 6) возвышенные помыслы; 7) бескорыстность; 8) скромность; 9) способность охваты­вать мысленным взором целокупность времени и бытия; 10) кротость; 11) справедливость; 12) любезность; 13) восприимчивость к идее всего сущего; 14) соразмерность и прирожден­ная тонкость ума; 15) природная склон­ность к наукам, подводящим к знанию умопостигае­мого; 16) спокойствие в смысле страстей и душевных волнений (не гнаться за удовольст­виями); 17) независимость суждений (мелоч­ные соображения более всего вредят душе буду­щего созерцателя божества и человека); 18) добросовестность в деле мышления и познания; 19) склонность к постоянному сомнению (философский ум не может удовлетвориться хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенно­стью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответив­шую на все за­просы мышления); 20) установка на борьбу со своими, унижающими дух, слабостями; 21) склонность к саморазвитию. Философ должен постоянно работать над собой: а) придать сво­ему характеру философ­скую огранку, б) овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения, в) очистить ум и душу, г) обуздать аффекты, д) избавить сознание от «идолов» воображения, ложных мнений, предрассудков, иллюзий; е) развивать собственные миропонимание и миро­ощущение. Только когда философ правдолюбив, независим и сдержан, ему пойдут впрок спо­собно­сти и память (И.А. Ильин, Платон, Альбин, В.С. Соловьев, Бэкон).

Литература

1. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.

2. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

3. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - 512 с.

4. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.

Просмотров работы: 858