К проблеме классификации педагогических целей: поиск оснований - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

К проблеме классификации педагогических целей: поиск оснований

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каким образом осуществлять классификацию целей?

По мнению А.А. Шаповалова, автора учебного пособия «Педагогические цели и пути их достижения»: «Педагогические цели, которые ставит учитель, планируя учебно-воспи­та­тельный процесс, могут быть классифицированы самым различным обра­зом, в зависимости от того, какой системообразующий фактор будет положен в основание классификации». Од­нако, «...при любом делении целей следует иметь в виду, что процесс обучения един, соот­ветственно едина и система педагогических целей. Про­водимое же деление условно и слу­жит лишь для удобства». 

Данным ученым выделено 14 направлений (оснований) для классифика­ции педагоги­ческих целей.

1. Масштаб (цели стратегические, тактические, оперативные).

2. Степень общности (цели общие, частные).

3. Признак взаимодействия сторон педагогического процесса (цели субъект-субъект­ные, субъект-объектные, объект-субъектные, объект-объектные).

4. Направленность педагогического процесса (цели образовательные, воспи­тательные, развивающие).

А. Образовательный аспект целеполагания:

5. Принадлежность к предметной области (образовательные цели, ле­жащие в области базовой учебной дисциплины; общенаучные цели; обще­учебные цели; цели, лежащие в об­ласти других учебных дисциплин).

6. Содержание образования (цели знаниевые, цели репродуктивной деятельности; цели творческо-преобразовательной деятельности; цели эмоционально-оценочного отноше­ния к действительности).

В. Воспитательные аспект целеполагания:

7. Направления воспитания (цели нравственные, экономические, экологиче­ские, фи­зические, эстетические, мировоззренческие, умственные, трудовые).

8. Ценности общечеловеческого характера (по В.А. Караковскому: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек).

С. Психологический аспект целеполагания:

9. Физиологические функции (движение, действие, деятельность).

10.Мотивы деятельности (успех/неуспех, уровень притязаний, уровень достижений).

11.Вид деятельности (игра, учение, труд).

12.Продукт деятельности (знания, умения, навыки, привычки).

13.Речь (вербальная, невербальная).

Д. Развивающий аспект целеполагания (блок развивающих целей):

14.Направления развития личности (собственно личность, индивиду­ально-типологи­ческие особенности, эмоционально-волевая сфера, познава­тельные процессы).

Цели развития личности: направленности; потребностей; системы управления.

Цели развития индивидуально-типологических особенностей: способностей; темпе­рамента; характера.

Цели развития эмоционально-волевой сферы: воли; чувств.

Цели развития познавательных процессов: внимания; ощущения; восприятия; памяти; мышления; воображения.

В § 3 «Система педагогических целей» А.А. Шаповалов пишет: «...классифицируя по самым разным основаниям образовательный, воспи­ты­вающий и развивающий компоненты целостного педагогического про­цесса, можно построить очень ветвистое дерево педагогиче­ских целей. Это дерево должно стать для педагога основой научного планирования всего учебно-воспитательного процесса». Однако, следует иметь ввиду, что «...Предлагаемый вариант построения системы педагогических целей один из множества возможных».

«Проведенная выше классификация педагогических целей не является дос­таточной для организации работы с ними. Классификация позволила выде­лить группы целей и на­правления для целеполагания внутри этих групп. Но сами группы целей пока остались не­упорядоченными. В силу этого, пока ос­талось неясным, по каким каналам, в каком направ­лении необходимо дви­гаться при осуществлении целеполагающей деятельности.

Пока остался неясным и вопрос о том, является ли само количество ва­риан­тов на­правлений целеполагания в рамках разрабатываемой таксономии бес­конечным или же оно хoтя бы теоретически ограничено и просчиты­ваемо?». Для ответа на поставленные вопросы А.А. Шаповаловым предлагается модель, при­водя­щая педагогические цели в систему.

Литература

1. Шаповалов А.А. Педагогические цели и пути их достижения / А.А. Шаповалов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 79 с.

Просмотров работы: 17