По мнению А.А. Шаповалова, автора учебного пособия «Педагогические цели и пути их достижения»: «Педагогические цели, которые ставит учитель, планируя учебно-воспитательный процесс, могут быть классифицированы самым различным образом, в зависимости от того, какой системообразующий фактор будет положен в основание классификации». Однако, «...при любом делении целей следует иметь в виду, что процесс обучения един, соответственно едина и система педагогических целей. Проводимое же деление условно и служит лишь для удобства».
Данным ученым выделено 14 направлений (оснований) для классификации педагогических целей.
1. Масштаб (цели стратегические, тактические, оперативные).
2. Степень общности (цели общие, частные).
3. Признак взаимодействия сторон педагогического процесса (цели субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-субъектные, объект-объектные).
4. Направленность педагогического процесса (цели образовательные, воспитательные, развивающие).
А. Образовательный аспект целеполагания:
5. Принадлежность к предметной области (образовательные цели, лежащие в области базовой учебной дисциплины; общенаучные цели; общеучебные цели; цели, лежащие в области других учебных дисциплин).
6. Содержание образования (цели знаниевые, цели репродуктивной деятельности; цели творческо-преобразовательной деятельности; цели эмоционально-оценочного отношения к действительности).
В. Воспитательные аспект целеполагания:
7. Направления воспитания (цели нравственные, экономические, экологические, физические, эстетические, мировоззренческие, умственные, трудовые).
8. Ценности общечеловеческого характера (по В.А. Караковскому: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек).
С. Психологический аспект целеполагания:
9. Физиологические функции (движение, действие, деятельность).
10.Мотивы деятельности (успех/неуспех, уровень притязаний, уровень достижений).
11.Вид деятельности (игра, учение, труд).
12.Продукт деятельности (знания, умения, навыки, привычки).
13.Речь (вербальная, невербальная).
Д. Развивающий аспект целеполагания (блок развивающих целей):
14.Направления развития личности (собственно личность, индивидуально-типологические особенности, эмоционально-волевая сфера, познавательные процессы).
Цели развития личности: направленности; потребностей; системы управления.
Цели развития индивидуально-типологических особенностей: способностей; темперамента; характера.
Цели развития эмоционально-волевой сферы: воли; чувств.
Цели развития познавательных процессов: внимания; ощущения; восприятия; памяти; мышления; воображения.
В § 3 «Система педагогических целей» А.А. Шаповалов пишет: «...классифицируя по самым разным основаниям образовательный, воспитывающий и развивающий компоненты целостного педагогического процесса, можно построить очень ветвистое дерево педагогических целей. Это дерево должно стать для педагога основой научного планирования всего учебно-воспитательного процесса». Однако, следует иметь ввиду, что «...Предлагаемый вариант построения системы педагогических целей один из множества возможных».
«Проведенная выше классификация педагогических целей не является достаточной для организации работы с ними. Классификация позволила выделить группы целей и направления для целеполагания внутри этих групп. Но сами группы целей пока остались неупорядоченными. В силу этого, пока осталось неясным, по каким каналам, в каком направлении необходимо двигаться при осуществлении целеполагающей деятельности.
Пока остался неясным и вопрос о том, является ли само количество вариантов направлений целеполагания в рамках разрабатываемой таксономии бесконечным или же оно хoтя бы теоретически ограничено и просчитываемо?». Для ответа на поставленные вопросы А.А. Шаповаловым предлагается модель, приводящая педагогические цели в систему.
Литература
1. Шаповалов А.А. Педагогические цели и пути их достижения / А.А. Шаповалов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 79 с.