Отличия философии Востока от философии Запада - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Отличия философии Востока от философии Запада

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Установлены следующие отличия философии Востока от философии Запада.

Ι. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву: 1) доминирование духовных ценностей / приоритет материальных ценностей; 2) общность (семейная, клановая, этническая) - основной субъект познания / индивид - основной субъект познания; 3) устойчивый традиционализм / склонность к модернизации; 4) разрыв между элитами и народом формирует особый менталитет / зависимость менталитета от роста и влияния среднего класса; 5) утверждение гармонии человека и природы / идея освоения природы сменяется идеей ее защиты; 6) особая роль государства, его мифологизация и символизация / стремление к компромиссу в отношении «государство-общество»; 7) созерцательное отношение к миру / активное отношение к сущему; 8) усвоение западной философской культуры при сохранении самобытности / слабое восприятие восточной философии при усиливающемся интересе к Востоку в целом; 9) повышенный интерес к формам, деталям / направленность на содержательную сторону предметов и явлений; 10) характерно цикличное представление о времени / характерно линейное представление о времени [2, с.98].

ΙΙ. По Б.И. Кононенко: 1) Отношение человека к истине. Истина есть само бытие, то, что нам дано, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее / Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека; 2) Оценка познавательных и преобразовательных возможностей человека. Теоцентрическая концепция полагает, что в мире есть области, где кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что есть нечто принципиально непознаваемое / Безграничная познаваемость мира, в котором есть свои секреты, раскрываемые людьми с целью использования их на благо себе и своим потомкам; 3) Сущность и механизмы процесса познания. Познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Принцип теоцентризма предполагает в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека - научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную / Процесс познания сводится к познавательной активности субъекта. В центр мироздания поставлен сам человек. Идеология гуманизма провозглашает правомерность подчинения всего сущего интересам человека; 4) Трактовка бытийного призвания человека и ориентация человеческого труда. Духовная ориентация - на изменение самого человека как части мира в некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом / Гуманистическая идея нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами; 5) Временная ориентация человеческого поведения. Ориентация на вечность / Ориентация на будущее; 6) Ценностные ориентации личности и общества. Духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого - служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле / Потребительски ориентированное бытие (улучшение жизни человека и человечества); 7) Отношение к религиозной вере. Мировоззрению присуще конкретное личное вероисповедание / Мировоззрение - в противоречии с глубокой личной религиозной верой [1, с.83-84].

ΙΙΙ. Отличия философий древнего мира Запада и Востока: 1) Проблематика. Внимание сконцентрировано на про­блеме человека / Многопроблемная филосо­фия; 2) Проблема человека. Исследуется с точки зрения практики, жизнедеятельно­сти людей, их образа жизни / Исследуется не через психиче­ское бытие и этикет, а че­рез общие принципы бытия и позна­ния; 3) Отношение к религии. Тесное взаимодействие с религией / Приверженность научной ме­тодологии, отмежевание от рели­гии, сильна атеистическая тенден­ция; 4) Разработка категориального аппарата. Органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами» (инь, янь, ци). Часто рассматри­ваются категории души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний / Разрабатывается на основе преемственности его разви­тия, вы­ражающего суть философских сис­тем и их борьбу; 5) Учение о строении материи. Проблема дискретности материи, ее строения не ставится / Возникла атомистика как учение о дискретном строении ма­терии; 6) Проблема познания. Проблемой логики занима­лась лишь индий­ская школа ньяя / Познание рассматривается не только как эмпирическое, но и как логи­че­ское; 7) Социальная проблематика. Проблемы «вселенского человека», от которого пошло все, рассмотрение общечеловеческих ценно­стей / Более широкий спектр проблем. Обращение к человеку в единстве с обществом. Преобладает этическая тематика; 8) Смысл духовной цивилизации. Обращение к бытию личности через уход от материального мира / Откры­тость изменениям, поискам истины в различных направлениях [3].

Литература

1. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия: Учебное пособие / Б.И. Кононенко. - М.: Издательство «Щит-М», 2003. - 338 с.

2. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 352 с.

3. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996. - 512 с.

Просмотров работы: 1939