Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни, однако, нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности [3, с.10].
Мы согласны с мнением автора учебного пособия «Основы философских знаний» Э.Л. Щербаковым в том, что: 1) философия интересна сама по себе, безотносительно к её полезности; 2) знакомство с философией способно принести интеллектуальное удовольствие человеку любознательному, любящему учиться, узнавать новое; 3) изучение философии развивает такие ценные качества, как: а) широта мышления (умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом); б) гибкость мышления (умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспорной); в) критичность и самостоятельность мышления (способствует выработке собственной позиции); г) толерантность (терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию) [5].
Философия - далеко не простая область знания. Философию нельзя усвоить, не пропустив через собственное сознание [2, с.147]. Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не просто содержит строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова и не обязан изучать философию, но он обязан быть умным. Обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за окружающих. И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Только тогда он будет соответствовать своему человеческому призванию. Люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать. Изучая философию, человек «закрепляет» в себе истинно человеческое измерение, потому что никакое другое учение не говорит о самом главном: как быть человеком. Философия - это не система записанных представлений о мире, человеке, обществе, истории, а способ самосозидания человека. Философия конструктивна по отношению к нашим усилиям быть людьми.
Философия - это попытка разбудить человека, ибо большинство людей спит, погруженное в мелочные дела и заботы, и не подозревает о существовании истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке унылого существования [4, с. 13].
Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Галактики; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он говорит нами и через нас. Философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно роботу или заведенному автомату, если он всегда сам хочет докопаться до сути своего дела, своей истории, своих отношений с другими людьми, если он хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь, а не является марионеткой в руках сильных мира сего [1, с.9].
О непрекращающемся поиске человеком ответов на вечные вопросы прекрасно говорят известные строки Б.Л.Пастернака: "Во всем мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности истекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины". Следовательно, если студент стремится стать не только хорошо обученным, но и образованным человеком высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию, которая составляет его основу, просто неразумно [5].
Литература
1. История мировой философии / А.И.Алешин и [др.]; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю.Сидориной. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.-494 с.
2. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.
3. Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 272 с.
4. Философия / под ред В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.
5. Щербаков Э.Л. Основы философских знаний. http://ref.by/refs/90/21079/1.html