Нужно ли изучать философию? - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Нужно ли изучать философию?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни, однако, нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности [3, с.10].

Мы согласны с мнением автора учебного пособия «Основы философских знаний» Э.Л. Щербаковым в том, что: 1) философия интересна сама по себе, безотносительно к её по­лезности; 2) зна­комство с философией способно принести интеллектуальное удовольствие человеку любознательному, любящему учиться, узнавать новое; 3) изучение философии развивает такие ценные качества, как: а) широта мышления (умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом); б) гибкость мышления (умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспор­ной); в) критичность и самостоятельность мыш­ления (способствует выработке собственной позиции); г) толерантность (терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на соб­ственную аргументацию) [5].

Философия - далеко не простая область знания. Философию нельзя усвоить, не пропустив через собственное сознание [2, с.147]. Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не просто содержит строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова и не обязан изучать философию, но он обязан быть умным. Обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за окружающих. И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Только тогда он будет соответствовать своему человеческому призванию. Люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать. Изучая философию, человек «закрепляет» в себе истинно человеческое измерение, потому что никакое другое учение не говорит о самом главном: как быть человеком. Философия - это не система записанных представлений о мире, человеке, обществе, истории, а способ самосозидания человека. Философия конструктивна по отношению к нашим усилиям быть людьми.

Философия - это попытка разбудить человека, ибо большинство людей спит, погруженное в мелочные дела и заботы, и не подозревает о существовании истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке унылого существования [4, с. 13].

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Галактики; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, пости­гающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он говорит нами и через нас. Философски мыс­лящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно ро­боту или заведенному автомату, если он всегда сам хочет докопаться до сути своего дела, своей истории, своих отношений с другими людьми, если он хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь, а не является марионеткой в руках сильных мира сего [1, с.9].

О непрекращающемся поиске человеком ответов на вечные вопросы прекрасно говорят известные строки Б.Л.Пастернака: "Во всем мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности истекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины". Следовательно, если студент стремится стать не только хорошо обученным, но и образованным человеком высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию, которая составляет его ос­нову, просто неразумно [5].

Литература

1. История мировой философии / А.И.Алешин и [др.]; под ред. В.Д. Губина и Т.Ю.Сидориной. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.-494 с.

2. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.

3. Радугин А.А. Философия / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 272 с.

4. Философия / под ред В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.

5. Щербаков Э.Л. Основы философских знаний. http://ref.by/refs/90/21079/1.html

Просмотров работы: 586