В основе причин подобного неблагополучия лежат, с одной стороны, факторы биологического порядка (например, низкие показатели здоровья и хронические заболевания родителей, неблагоприятное течение беременности и родов у женщин, высокий процент рождения недоношенных и ослабленных детей, искусственное вскармливание новорожденных, нарушения питания детей в первые годы жизни и др.).
С другой стороны, на здоровье детей оказывают серьезное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера, что делает для многих из них любое образовательное учреждение «полем особого риска».
По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1- 4-х классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют лишь около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. При распределении учащихся по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников наблюдаются малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Функциональные отклонения, на которые, к сожалению, все еще не обращают достаточного внимания родители, педагоги и многие практические врачи, являются плацдармом для возникновения в дальнейшем серьезных заболеваний. Сегодня совершенно четко установлено: не менее 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в детский возраст.