С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации
Существующая система организации здравоохранения со всеми ее недостатками является привычной для населения и медицинских работников. Это обусловлено формально бесплатной медицинской помощью в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, сметным характером финансирования лечебных учреждений, который позволяет, с одной стороны, жестко контролировать расходы, а с другой - не учитывает рыночной ситуации и препятствует созданию конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг населению, системой оплаты труда, построенной на единой тарифной сетке и отработанной системой простого нормирования.
Об эффективности введения Национального проекта «Здравоохранение» можно судить по статистическим данным. Так, например коэффициент естественной убыли населения снизился более чем в 2 раза. Были запущены масштабные, охватившие большинство граждан программы по сохранению и укреплению здоровья. Значительно снизился уровень инфекционных заболеваний. Установка нового диагностического оборудования сократила время ожидания в очередях, повысила качество диагностики. Существенные изменения внесены в процесс оказания первичной медицинской помощи, проведена масштабная переподготовка медицинского персонала. По программе родового сертификата качественная медицинская помощь была обеспечена более чем 2,5 миллиона женщин и новорожденных
Судя по контексту проекта, он направлен, прежде всего, на реализацию идеи введения в России института врачей общей практики. Вместе с тем, она представляется весьма спорной. Безусловно, нужно укреплять первичное звено в здравоохранении, усилить его роль в выявлении заболеваний. Но нигде не говорится о тех проблемах, с которыми сталкиваются врачи общей практики, которые часто создают различного рода альянсы, в том числе и по типу поликлиник. Кстати, общеизвестно, что врачи как представители среднего класса хотя бы по уровню образования не очень охотно идут на работу в сельскую местность, поэтому незадействованным остаётся большое количество нового диагностического оборудования в сёлах. В общем, по республике Дагестан не хватает квалифицированных специалистов, которые могли бы работать на новом, высокотехнологичном оборудовании. Введение доплат врачам общей практики выявило и другую проблему НПЗ - не всегда учитывается долгосрочная перспектива в угоду достижения сиюминутной цели.
Таким образом, основная проблема заключается в том, что проект по существу является латанием дыр, в то время как всеми признается, что наше здравоохранение находится в системном кризисе и нужны принципиальные меры для изменения ситуации. Безусловно, дополнительное финансирование, предусмотренное в проекте, полезно, но решение частных задач в лучшем случае только отсрочит (а может и осложнить) решение общих вопросов. Нужна постановка принципиальной цели, достижению которой должны быть подчинены все ресурсы. Предусмотренные в проекте меры обречены на то, чтобы иметь разовый характер, так как не создают соответствующих внутренних механизмов к развитию.