Для наступившего столетия общим направлением развития мирового сообщества является эпоха инноваций и глубокая трансформация всех сторон жизни общества.
Результативность инновационной политики во многом зависит, с одной стороны от политической и макроэкономической ситуации в стране, а с другой от степени развитости институциональной среды. Анализ индексов конкурентно способности ВЭФ показывает, что для России институциональная среда требует существенной корректировки, включая выравнивание бюджетных расходов на науку в соответствии с количеством научных организаций и численностью научного персонала, выбора стимулирования приоритетных отраслей предпринимательского сектора, выравнивание структуры научных исследований по отраслям народного хозяйства и оборонной промышленности и другим направлениям, обеспечивающим устойчивое экономическое развитие.
В России, в отличии от отраслевых лидеров инновационного развития, научно исследовательские институты базируются вне предприятий, что приводит к разрыву между научными исследованиями вузов и потребностями производственного сектора. Кроме этого, в РФ имеется ряд не решенных проблем в области государственной инновационной политики, активизация участий предприятий в инновационной деятельности, взаимосвязи науки и бизнеса. Из сказанного выше следует, что в нашей стране не сформулирован системный комплексный подход по организации системы управления инновационно-устойчивым экономическим развитием и обеспечения конкурентоспособности, то есть отсутствует модель такой системы. Авторами настоящих исследований разработана модель формирования системы управления иинновационно-устойчивым экономическим развитием, которая приведена на рисунке 1.
Из приведенной модели следует, что формирование и управление инновационным потенциалом страны должно основываться на двух базовых структурах хозяйственного механизма, то есть государственного сектора и предприятий различной организационно-правовой собственности.
Необходимо отметить, что формирование и управление хозяйственным механизмом, с целью достижения инновационно-устойчивого экономического развития, должно учитывать факторы внешней среды, то есть политические, экономические, организационные, правовые условия и другие факторы мировых рынков [1].
Стратегически-инновационные функции, по нашему мнению, должны принадлежать государству и для России инновационное развитие будет определяться совершенствованием базовых потенциалов экономики, то есть интеллектуального, научно-технического, образовательного и ресурсного.
Рассматриваемая в работе модель основана на применении базисных инноваций-нововведений и, поэтому, она может служить альтернативным вариантом формирования системы управления инновационно-устойчивым экономическим развитием страны.
Литература:
1: Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Э40 В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. ШВандра. М.: ЭНИТИ - ДАНА, 2003. 461 с.