От перемены мест результат меняется! - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

От перемены мест результат меняется!

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прочитав название статьи, читатель вряд ли сразу предположит, что речь в ней пойдёт о преподавании иностранного языка, а именно, о формах организации учебного пространства.

Что же такое учебное пространство? Что оно из себя представляет? Каковы его формы? Для чего оно служит?

Итак, начнем с главного...

Под формой организации учебного пространства многие педагоги (например, В. К. Дьяченко, И.М. Чередов)  понимают не только расстановку парт в классе (а именно то, как дети сидят: в кругу, друг напротив друга, либо же вовсе стоят), но и то, в каком режиме учащиеся занимаются в классе (коллективная, групповая, парная, индивидуальная работа).

На первый взгляд эта проблема может показаться незначительной, но если посмотреть на нее с другой стороны, то зачастую можно встретить следующую ситуацию на уроке иностранного языка - расстановка парт в три ряда, когда дети сидят друг за другом. Другие виды пространственного размещения  используются редко либо вообще не используются в силу разных причин (маленький кабинет, большое количество учащихся,  боязнь экспериментов со стороны учителя и т.д.).  Вместе с тем, урок с использованием таких методов и приёмов как рассказ, ролевая игра, драматизация, заполнение информационных пробелов требует особой организации пространства, так как именно эти методы и приёмы являются наиболее эффективными и широко используемыми для развития речевой активности учащихся, их мотивации к изучению иностранного языка.

Смена расстановки парт помогает ученикам взаимодействовать с разными людьми, менять зрительный фокус, позволяет расширить список языковых ситуаций, создаваемых в рамках учебного занятия. Нами не предлагается постоянное передвижение детей по классу - это просто может оказаться утомительным, но мы бы хотели осведомить начинающих учителей о возможных путях использования учебного пространства кабинета, в котором они работают. Иногда кардинальные перемены в организации пространства класса могут все изменить. Даже самые неподвижные или закрепленные парты можно использовать креативно.

Наиболее распространенная посадка детей в классе:

Ниже представлены альтернативы пространственного размещения детей в классе (в линию - а, по кругу - б и «подкова» - в):

Расстановка парт по принципу «подкова» заслуживает особого внимания, так как признана наиболее подходящей для преподавания английского языка.

При расположении детей по кругу или по принципу «подкова», ученики легко могут устанавливать зрительный контакт, как с учениками, так и с учителем, что позволяем взаимодействовать более натурально.

Также можно дополнить традиционную парную и групповую работу, где дети не меняют партнера и остаются на прежнем месте, либо в той же команде, следующими формами:

Чтобы подтвердить все нами вышесказанное, мы экспериментально выявили влияние различных форм организации учебного пространства на развитие устноречевых умений младших школьников. Исследование проводилось в течение трех недель. Был выбран один экспериментальный объект - 3 класс. По окончании исследования было доказано, что речевая активность, уровень развития устно-речевых умений учащихся данного класса возросли относительно их собственного уровня и по сравнению с уровнем учащихся, в группах которых для развития их устноречевых умений использовались традиционные формы организации учебного пространства. Тем самым, мы подтверждаем то, что от перемены мест результат меняется!

Научный руководитель: Осипюк Ирина Фёдоровна, ст. преподаватель каф. ин.яз. второй специальности ОмГПУ (Омского государственного педагогического университета)

Просмотров работы: 9