Аудирование на иностранном языке как цель и средство обучения - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Аудирование на иностранном языке как цель и средство обучения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аудирование - это сложный процесс восприятия и понимания речи со слуха. Сложность обучения аудированию заключается в том, что данный процесс протекает скрыто и не всегда поддается контролю [2, с. 104].

Аудирование может быть как целью, так и средством обучения. Данный вид речевой деятельности играет большую роль на начальном этапе в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения английскому языку в школе.

Для аудирования существенно не столько сразу понять иноязычную речь (это в полной мере практически маловероятно), сколько умение добиться понимания, правильно вербально реагируя на возникающие помехи. Исходя из этого, поставлены следующие задачи обучения аудированию в школе:

1. Сформировать механизмы аудирования:

  • способность различать фонемы;
  • способность различать интонемы;
  • способность различать ритмический рисунок;
  • удерживать в памяти речевые цепочки различной протяженности;
  • спрогнозировать содержание речи по формальным речевым признакам.

2. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную двигательную наглядность, а также на жесты, мимику, ритм, интонацию, эмоциональную поддержку.

3. Научить понимать высказывание в полном объеме.

4. Развивать механизмы аудирования.

5. Научить понимать основное содержание текста как с опорой на зрительную двигательную наглядность, так и без нее.

6. Научить понимать сообщения учителя и реагировать на них [1, с.159].

В практическом плане учащихся следует научить понимать речь в двустороннем акте общения, а также при целенаправленном  восприятии текста на слух в нормальном темпе с некоторыми «помехами» (незнакомое слово и др.) из уст учителя или в звукозаписи [3, с.62].

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для  изучения иностранного языка, но и любого другого  предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям  возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на иностранном языке [4, с.35].

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной  изучаемого языка, его фонемным составом  и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Таким образом, мы видим, что аудирование играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения английскому языку в школе.

Использованная литература:

  1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. - М , 1977.
  2. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // ИЯШ, №5, 1995.
  3. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1967.
  4. Никонова С.М. Английский язык в начальных классах. - М., 1964.
Просмотров работы: 675