Недостаточная разработанность проблемы использования игровых технологий и недооценка их применения требует серьезного внимания. В центре обучения английскому языку ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых ситуаций способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность.
Как следует из определения О.Ю. Болтневой, «условная природа игры, использование драматических приемов - музыки, пения, костюмов - все это способствует формированию иллюзии реальности, того, чего не хватает в языковой аудитории. Возможность активно действовать в иллюзорной реальности способствует развитию различных групп навыков, в том числе и навыков межкультурной коммуникации» [1].
Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденный материал, пополнить свои знания. Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения на иностранном языке и в формировании культуры общения [2].
Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка.
Некоторые игры, используемые в педагогическом процессе при обучении английскому языку:
В отеле
Цель: активизация лексики по теме "Здесь я живу", повторение названий мебели и неопределенного артикля.
Ход игры: туристы вместе с руководителем группы подходят к вывеске «Hotel» и видят перед собой комнату с игрушечной мебелью.
Педагог: This is a room in the hotel. Это комната в отеле. (Указывая на отдельные предметы - стул, стол, шкаф, кровать и т. д.) What's this? This is a chair.
Дети: (по очереди) This is a table. This is a wardrobe. This is a bed.
Педагог: You can have a rest. Вы можете отдохнуть.
Сходное или различное
Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий, а так же формирование навыка работы в паре.
Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами.
Если бы я был...
Цель: формирование навыков и умений употребления в иноязычной речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности на основе активизации речемыслительной деятельности.
Ход игры: преподаватель предлагает играющим представить себя в роли известного киноактёра, писателя и т.д. и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и т.п.
Другой возраст
Цель: активизация употребления в монологической речи сослагательного наклонения и средств выражения модальности.
Ход игры: играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей [3].
Использованная литература:
1. Болтнева О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка / / Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С. 74-79
2. Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М., 2000. - 111 с.
3. www.festival.1september.ru